1 июля завершилась Школа расследовательской журналистики, первое офлайн-мероприятие с начала пандемии. Конкурс для участия в тренинге был девять человек на место, отбор прошёл 21 человек. Опытные журналисты и блогеры со всех уголков Казахстана подробно изучали правовые, этические, практические и творческие стороны расследований. По словам главного тренера Школы Олега Хоменка, главной целью школы было не столько дать новые знания, сколько структурировать уже имеющиеся. Мы расспросили тренеров и участников Школы о том, что им дал этот тренинг, на какие вопросы они нашли здесь ответы.
«У журналиста всегда есть определённый дуализм»
— Очень приятно видеть активность коллег, с блеском в глазах и желанием изменить мир. Надеюсь, что именно с этим желанием разоблачить всех коллеги разъедутся после нашей школы, и мы будем с восторгом читать их расследования и радоваться их успехам. Это не первый тренинг для меня, но каждый раз, побывав на таких встречах, возвращаюсь к работе с пониманием, что всё не зря, с новой силой, новыми идеями и темами, — поделилась своими впечатлениями о Школе тренер, журналист-расследователь Мария Землянская (сайт антикоррупционных журналистских расследований Bihus.Info, Киев, Украина).
— В такое время, в которое мы сейчас живём, офлайновое событие — это уже событие само по себе! Очень приятно вырваться из мира Zoom, из мира интернета и поработать с живой аудиторией. Я могу отметить, что у участников есть излишняя самокритика. Практически все всё умеют, всё знают. Но они просто не знают, что они всё умеют и всё знают. Задача таких мероприятий, в том числе, показать людям, что они могут, и что они это сделают. Наверное, это называется вдохновлять, — сказал медиатренер Максим Опанасенко.
— Я увидел достаточно большое количество энергичных и преданных журналистике людей, которые очень хотят заниматься расследованиями. Я уверен, что многие из них продолжат после нашего тренинга работу на более высоком эффективном уровне, — говорит старший советник по вопросам медиа Internews Украина, медиатренер по журналистским расследованиям Олег Хоменок.
На вопрос «Как быть расследователем и при этом доверять людям?» главный тренер Школы расследовательской журналистики ответил так: «Лучше верить в лучшее в людях, при этом подвергать всё сомнению. Наверное, у журналиста всегда есть определённый дуализм. С одной стороны, мы действуем в интересах аудитории, с другой стороны, мы всегда пытаемся найти что-то, что кто-то пытается скрыть. Это извечная борьба противоположностей. Безусловно, возникает определённая профессиональная деформация — какие-то вещи, с которыми я сталкиваюсь в быту, я механически начинаю проверять. Существует большое количество открытых данных — я смотрю, что это за компания, которая хочет мне что-то продать, кто эти люди, которые пытаются со мной каким-то образом установить взаимоотношения. Если говорить про близких людей, то если использовать какие-то вещи, то исключительно для помощи своим близким, чтобы они не совершили какую-то ошибку. Вместо контроля — поддержка».
«Такие полезные знакомства могут очень хорошо выстреливать»
— Я хотел лично познакомиться с командой Internews — работаем уже не первый раз. Также было интересно познакомиться с участниками — я понимал, что здесь соберутся профессионалы, много чему можно у них нахвататься. И, конечно, на будущее — перспективы: в моей жизни такие встречи значат очень много. Через год-два-три такие полезные знакомства могут очень хорошо выстреливать, — честно говорит о цели своего участия в Школе начинающий блогер из города Рудный Костанайской области Геннадий Ипатов.
— Очень классный был месседж, что если ты расскажешь «Чиновник украл миллион», это не интересно. А если расскажешь, что чиновник украл миллион и трое детей не получили важные лекарства, то это приобретает совсем другой смысл. Как влиять на аудиторию, как придавать своей новости правильную упаковку. У меня есть несколько наработок по городу, где я живу. Это фантастический объём работы. Когда я вернусь домой, надо будет подумать: а настолько ли это важные проблемы, чтобы этим заниматься сейчас. Как здесь говорили: некоторые проблемы и не являются проблемами. Некоторые проблемы можно решить за несколько телефонных звонков, а из них делают проблему пять лет, — резюмирует автор YouTube-канала «По улицам».
Дата-журналистка Зульфия Раисова также отмечает важность новых знакомств:
— Я уже давно хотела послушать журналистов-практиков, чтобы понять кухню изнутри. Для меня жанр журналистики расследований — это высший пилотаж профессионализма. Я умею работать с открытыми данными. Поэтому мне было важно понять, как я могу их применить в расследованиях. Полученные знания я буду применять в своих работах. Я узнала десяток новых баз с открытыми данными, о которых ранее даже и не слышала. А также рада, что расширила свой нетворкинг. В работе журналистов это нереально важно.
Эту мысль подтверждает и главный редактор сайта TuranInfo.kz Исламбек Дастан:
— Я делаю местечковые расследования в своем регионе — в Таразе, в Жамбылской области. Я сюда приехал в первую очередь для нетворкинга, узнать наших расследователей. У меня бывают вопросы по другим регионам. У нас уже с одним журналистом такая мишень нашлась. А ещё я хотел узнать, как работают наши зарубежные коллеги. Интересно, что они сидят в машине, ждут… Мы не сидим, мы более реалистичные, нас многие знают в своем регионе, у нас самое главное — найти человека, который расскажет всё. Если вспомнить терминологию Марии Землянской про «полевой» и «кабинетный» этапы работы, то «полевой» этап у нас, конечно, есть. Но мы знаем прямо, у кого спросить. Я уже на тренинге написал три запроса, подал их через eGov, жду ответа и думаю, как дальше распределять. А самое главное — я теперь буду начинать расследование с гипотезы.
Последним мы опросили Кирилла Павлова из сетевого издания Press.kz, он также делает акцент на общении с коллегами-расследователями:
— Пришёл я сюда с грустными ожиданиями, потому что видел, что творится в журналистике у нас. Этот пессимизм с годами только набирал обороты. Ухожу я воодушевлённый, потому что вижу, что потенциал у нас есть. У меня появилась точечка, от которой можно тянуть ниточку надежды. Интересно было сверить часы, узнать а как делают у вас?, разбирать живые кейсы и выполнять практические задания. А ещё мне было интересно посмотреть, как организовать журналистов, чтобы они занимались журналистскими расследованиями. Семинар повлиял на концепцию нашего издания, которую мы сейчас пишем. В частности, внесли точность в определение общественного интереса.
Вместо заключения процитируем главного тренера Школы Олега Хоменка, который во время обучения сыпал афоризмами и делился наблюдениями из жизни. Например, участникам запомнилась такая фраза: «Если живёшь в стеклянном доме, не бросайся камнями». Похоже, что расследовательская журналистика начинается с честности в отношении самого себя.