MediaCAMP

Центральноазиатская программа MediaCAMP

Программа направлена на развитие сбалансированной информационной среды в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Это, в свою очередь, должно обучить аудитории этих стран открытости к обмену идеями, разными мнениями и точками зрения и увеличить количество граждан, активно участвующих в жизни общества.

Главные направления

Задача 1
Задача 2
Задача 3
Помочь СМИ в создании сбалансированных, информационно насыщенных и беспристрастных материалов по важным политическим и общественным темам.
Повысить медийную и информационную грамотность молодёжи и взрослых, увеличить число разборчивых потребителей и поставщиков информации.
Улучшить правовую среду для СМИ.

Помочь СМИ в создании сбалансированных, информационно насыщенных и беспристрастных материалов по важным политическим и общественным темам.

Повысить медийную и информационную грамотность молодёжи и взрослых, увеличить число разборчивых потребителей и поставщиков информации.

Улучшить правовую среду для СМИ.

Период реализации:
1 октября 2018 г. – 30 сентября 2023 г.

Региональный бюджет:
$15 000 000

Страны:
Казахстан, Таджикистан, Узбекистан

Главные результаты

  • За MediaCAMP обучил 3375 специалистов и поддержали 673 проекта. Мы рассказывали о базовых навыках журналистов, работе с мультимедиа-инструментами, создании малых редакций, монетизации, работе в соцсетях и многом другом. В рамках MediaCAMP Internews запустил «Школу документального кино», «Школу расследовательской журналистики» и «Мастерскую медиакритики».Мы проводили тренинги не только для медиаэкспертов, но и для тренеров, учителей, пресс-секретарей госорганов и судей.
  • MediaCAMP выдал гранты и стипендии 295 проектам на производство локального контента. Партнерские СМИ, журналисты и другие производители контента опубликовали более 5000 единиц контента на казахском, таджикском, узбекском языках с общим охватом в 75 млн человек. Наши партнёры рассказывали про права женщин, трансплантологию, Covid-19, защиту животных и многое другое.
  • Мы пять раз провели фестиваль и конкурс для журналистов. За всё время конкурс собрал 2947 заявок. 75 материалов от журналистов и блогеров из пяти стран Центральной Азии стали победителями, 26 получили специальные призы.
  • MediaCAMP организовал четыре Эдьютона, инновационных семинара по медиаграмотности. Отобранные команды проходили интенсивное обучение и дорабатывали свои проекты совместно с менторами. Лучшие из них прошли питчинг и получили финансирование. Так родился мюзикл SEN на казахском языке. Юмористическое шоу «Абду из Худжанда» на таджикском увидели жители 25 отдалённых горных районов страны. В рамках программы появились также мюзиклы «Жертвы ложной информации» и «Факты против мнений» на узбекском языке. В Казахстане, Таджикистане и Узбекистане открылись Дома медиаграмотности.
  • Для решения проблемы нехватки у местных СМИ ресурсов для найма постоянных корреспондентов за пределами своего города, MediaCAMP способствовал созданию сети, состоящей из более чем 220 гражданских журналистов в 35 городах, посёлках и районах по всему Казахстану и Таджикистану, подготовивших свыше 1300 единиц контента по местным проблемам для 25 СМИ партнеров. Во многих случаях материалы способствовали принятию мер местными административными органами.
  • В регионе начала активно развиваться медиакритика. Мы провели три мастерских и создали пул из 33 авторов для «Нового репортёра» из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Обзоры наших медикритиков активно обсуждают на «летучках». Журналисты прислушивались к мнению наших авторов и старались работать лучше.
  • Проект содействовал 13 положительным изменениям в законодательстве Казахстана и Таджикистана и повысил потенциал пяти медиа ассоциаций (2 в Казахстане, 3 в Таджикистане) в качестве сетей по оказанию поддержки для медиасообщества, что привело к большей прозрачности и открытости и помогло выстроить более сильное и устойчивое независимое медиа-сообщество в обоих странах.
  • Партнеры проекта оказали 1,264 юридические консультации СМИ и производителям контента (428 в Казахстане, 318 в Таджикистане и 518 в Узбекистане), обеспечив юридическую проверку перед публикациями и предоставив помощь в защите от неправомерных преследований и необоснованных судебных исков.

Команда Internews о Центральноазиатской программе MediaCAMP

Марат Бигалиев, глава представительства Internews в Казахстане:

— Спасибо всем участниками проекта, представителям СМИ, НПО, ассоциациям, местным и международным партнёрам, волонтёрам, активистам, преподавателям вузов, школ, госслужащим, нашим коллегам из профильных и не только министерств и ведомств, депутатам парламента за участие в проекте, за интерес к сотрудничеству с Internews не только в Казахстане, но во всех странах Центрально-Азиатского региона.

Это были очень непростые пять лет — с крупным экономическим кризисом, ростом цен, инфляцией, пандемией, Кантаром, политическими событиями, большими геополитическими изменениями, конфликтами — в том числе и в Центрально-Азиатском регионе.

Несмотря на все эти трудности, мы смогли успешно адаптироваться к изменяющимся условиям и достичь очень хороших результатов проекте. Мы не только выполняли задачи проекта, но и учились сами, учились адаптироваться, принимать позитивную критику, находить компромиссы.

Все пять лет мы не только работали с партнёрами, мы повышали их потенциал. Сегодня мы видим, насколько выросли наши партнёры и бенефициары, и мы гордимся тем, что являемся частью этого, и для нас будет честью продолжать работать вместе.

Ирина Медникова, региональный программный координатор Internews в Казахстане:

— Самое важное, что нам позволил сделать MediaCAMP: поддержать сбалансированную информационную среду в кризисных условиях от пандемии до войны. Мы поддерживали выпуск качественного контента, эксперименты журналистов с новыми форматами и микромедиа, обучение и обмены, прямо учили устойчивости и заработкам в быстро меняющихся условиях и просто собирали сообщество для общения, поддерживали морально и психологически. И хотя в этот период рынок и потерял экономические темпы роста и подвергся сильному воздействию дезинформационных волн, тем не менее, наши активности помогли, я надеюсь, не потерять стандарты и качество журналистики, а также помогли запустить десяток новых независимых медиа в регионе, укрепить уже работающие редакции, вовлечь в медийную профессию молодёжь и вырастить новых медиаэкспертов.

Асхат Еркімбай, региональный медиаконсультант Internews в Казахстане:

— Самым запоминающимся проектом MediaCAMP стал проект Әйгерім Бегімбет «Үрейін жеңгендер» («Преодолевшие страх»). Он очень серьёзный и по формату, и по тематике. Очень редкое явление в казахстанской журналистике, когда художники иллюстрируют жизнь жертв насилия, журналисты облекают историю в текст, а программисты превращают её в мультимедиа в формате лонгрида.

Кроме того, отлично получился проект Жадыры Аққайыр в формате дата-стори на основе запросов, оставленных девушками на портале e-otinish. Похоже, в казахстанской журналистике не хватает форматов, которые можно было бы, опираясь на столь открытые данные, передать в понятном для читателя языке.

Из проектов, ориентированных на молодёжь, творческая команда Balmuzdaq Plus смогла привнести новое веяние. Ребята работали Instagram, их контент также представлен в виде подкастов, видеокастов и сторис. Они попытались выйти в сферу разъяснительной журналистики.

Одним из крупных проектов, получивших грант и направленных на позитивные изменения в обществе, стала серия видеосюжетов Айсултана Жакыпова «Ұмытылған ауылдар» («Забытые аулы»). После выхода одного сюжета проблема аула с неработающим колодцем была решена, а после публикации ещё одного видео поезд стал останавливаться на более длительное время в том месте, где раньше ненадолго останавливался из-за отсутствия перрона.

В целом грантополучателей отбирали сильные эксперты казахстанской журналистики, поэтому работать с каждым из них было очень интересно. Я надеюсь, что эти проекты будут продолжены и в будущем.

Алевтина Мадьярова, региональный координатор образовательных проектов MediaCAMP:

— За пять лет программы MediaCAMP мы создали прочные связи. Не только с тренерами, с партнёрами. Мы наладили связи независимо от нас. Мы явились мощным объединяющим элементом, который не просто площадка, рупор, чтобы себя выразить, но и поддержка. То есть MediaCAMP создавала вот этот нетворкинг, он дал и почву, и подпитку в виде обучения, построил «стены и крышу». Проекты мы отслеживали, не бросали, это всё велось по очень-очень разным направлениям. И премии, и конкурс, и медиакритика, и «Гражданские журналисты» — со всех сторон наша программа была неким строительным раствором, который скрепил, может быть, медиасообщество Центральной Азии, его костяк.

Гульнар Асанбаева, региональный консультант по медиаграмотности Internews в Казахстане:

— MediaCAMP — первый полноценный проект, в котором медиаграмотность была выделена в отдельное направление. Абсолютно всё, чем мы занимались, создавалось с нуля. Первые учебные пособия по МИГ, созданные на национальных языках во всех трёх странах. По ним обучены 13 312 человек. МИГ как предмет или отдельные модули преподаётся в 60 вузах Казахстана и Таджикистана. Большим достижением нашего сотрудничества с госорганами мы считаем введение медиаграмотности в учебную программу школ в Казахстане, обучение школьных учителей на казахском и русском языках основам медиаграмотности.

Наш опыт по игрофикации обучения медиаграмотности привлёк вимание коллег из Молдовы, создатели электронной версии «Медиаджунглей» побывали с презентацией в Сербии, мы рассказывали о своём опыте обучения на 18 конференциях ЮНЕСКО и других международных организаций, продвигающих МИГ онлайн, на форумах и конференциях в России, Украине, Кыргызстане.

Все эти достижения созданы прежде всего усилиями наших талантливых тренеров, менторов и спикеров, которые сделали наши четыре Эдьютона прекрасной школой медиаграмотности.

Медиаграмотность в Таджикистане расширилась от создания первых приложений до квизов, мюзиклов, народных шоу, создания Домов медиаграмотности в Согдийской области и даже труднодоступной Горно-Бадахшанской автономной области.

Наши партнёры в Узбекистане создавали профессиональный журналистский контент по МИГ. В проекте «Медиапатруль» команда тренеров по МИГ выезжала в отдалённые регионы с лекциями и тренингами.

Самым устойчивым проектом стало создание Домов медиаграмотности в Казахстане и Таджикистане. Лицом к лицу с аудиторией, без возможности уйти от ответов на самые дерзкие и сложные вопросы наши амбассадоры МИГ достойно представляют Internews в регионах.

Мы всегда придавали большое значение формированию собственной концепции МИГ в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане и через международную конференцию MIL in Action! познакомили общественность с лучшим мировым опытом продвижения МИГ из Финляндии. В Казахстане мы уже разработали свои предложения по развитию Национальной стратегии продвижения МИГ и находимся в процессе обсуждения их с представителями профильных министерств.

Ольга Диденко, медиаюрист представительства Internews в Казахстане:

— Наша задача заключалась в том, чтобы, насколько это возможно, улучшить правовые условия для работы журналистов и редакций медиа, повысить уровень безопасности журналистов и снизить уровень цензуры и самоцензуры, а также снизить уровень стресса и волнений из-за исков, угроз и других форм давления и вмешательство в деятельность журналистов и редакций.

Многое получилось, но многое осталось нерешённым. Если судебная практика в отношении исков по диффамации уже более или менее позитивная, то законодательство до сих пор не содержит ограничения срока исковой давности по такого рода делам. Множественные атаки на журналистов и редакции всех повергли в шок, и нам нужно продолжать совместную работу с профессиональным журналистским сообществом и парламентом по более твёрдым обязательствам государства быстро и эффективно расследовать и предупреждать такие атаки на свободу слова.

Мы старались улучшить ситуацию с доступом к информации не только для журналистов и НПО, но и для всего общества. Однако самые главные проблемы ещё не решены и остаются вызовом для ближайшего времени — проблема информации под грифом ДСП, слабое исполнение требований закона РК «О доступе к информации», так же, как и недостаточная судебная практика по делам о нарушении права на доступу к информации.

Ещё одно направление нашей деятельности — это содействие в развитии, обучении и продвижении этических принципов журналистики для повышения качества контента и конкурентоспособности наших медиа. Мы также горды тем, что медиаэтика и принципы саморегулирования журналистского сообщества всё чаще и чаще воспринимаются как неотъемлемая часть качественной журналистики в Казахстане.

Обучение навыкам планирования и проведения журналистских расследований также было частью нашей работы в течение этих пяти лет. Мы гордимся тем, что смогли увлечь многих талантливых журналистов этим жанром и тем, что многие редакции СМИ уже публикуют их расследования.