Перейти по ссылке, сыграть в увлекательную игру и узнать самое важное о том, как защитить историю города от незаконной застройки. Это предложила команда Archode Almaty в своём проекте «Право на память», созданном на грант Internews по конкурсу «Малый формат».
По первоначальной задумке, это должна была быть методичка, состоящая из кейсов успешной адвокации городского пространства. Опыт Archcode, накопленный за долгие годы, хотелось упаковать в простой и понятный формат, чтобы горожане могли самостоятельно участвовать в помощи городу:
— В какой-то момент стало понятно, что мы физически не успеваем отвечать на запросы людей. У нас просто не хватает на это ресурсов. Поэтому мы решили «зашить» методологию в интерактивный формат, при этом избегая назидательно-обязывающей риторики, — рассказывает Анель Молдахметова, эксперт по урбанистике и автор проекта.
Материалы, которые уже существовали по теме, были очень тяжёлыми. Хотелось, чтобы формат нового проекта был не только образовательным, но еще лёгким и игровым.
Январь 2022 года стал переломным моментом в реализации Archode Almaty. Эти события сначала выбили из колеи команду, но позже стали объединяющим звеном, которое помогло сплотиться и пережить сложный период.
— Нам казалось, что проект уже не релевантный в контексте происходящего. Но мы изменили главную идею сохранения культурного наследия. Мы не могли говорить только про архитектуру. Ключевой темой проекта стало «право на память». Для нас это было очень важно. Мы включили туда сцену горящего акимата, и это стало частью нашего нового концепта, — говорит Анель Молдахметова.
Так и появилась цифровая игра «Снести нельзя оставить». По сюжету, игроку предстоит выбрать одну из ролей — активист, архкот, девелопер или аким. В каждой из них придётся несколько раз сделать выбор, который в конечном итоге либо защитит исторические здания города Аталмы от алюминиевых заборов, либо нет. В основе игры — обучение алгоритму действий, который поможет активистам успешнее отстаивать свои интересы.
— Мы хотели, чтобы проект получился образовательным не только на выходе, но и в процессе. К нам присоединилось очень много неравнодушных людей: волонтёры, школьники, специалисты, для которых формат был новым, и они хотели попробовать себя в этой сфере, научиться чему-то новому. Мне как креативному продюсеру доводилось работать с разными проектами, и я точно знаю, что самое главное в любом деле — это люди. Мне повезло, что подобралась креативная команда, которая очень выросла за время работы над проектом, — рассказывает Анель Молдахметова.
Благодаря малому гранту, который команда Archode Almaty получила от Internews, получилось выплатить налоги и гонорары креативной команде: иллюстраторам, копирайтерам и т. д. А вот разработчик отказался от своего гонорара, поскольку идея проекта совпала с его личной гражданской позицией, и эти деньги распределили между остальными членами команды.
— У нас сформировалась очень крутая команда, которая без этого проекта не сложилась бы. Мы очень притёрлись друг к другу и можем делать масштабные междисциплинарные проекты. У нас есть архитекторы, дизайнеры, копирайтеры. Это люди с чёткой гражданской позицией, что очень редко в наше время, — говорит Анель Молдахметова.
Для авторов проекта очень важна обратная связь, для этого они создали два формата — реальный и интерактивный. В первом варианте для пространственного музея архитектуры можно было оставить свой отзыв на заборе возле выхода из помещения. Люди проходили игру и потом писали свои впечатления о ней. Всё это потом задокументировали, оцифровали и объединили в один файл. Этим занималась школьница из Назарбаев интеллектуальной школы в рамках своей месячной стажировки в Archode Almaty. Также отзывы собирали на сайте.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
— Многих проект заставил задуматься о выходе из привычных профессиональных форматов, в хорошем смысле он многим сломал мозг. Приходили режиссёры, сценаристы и удивлялись: а что, так можно? В рамках экспозиции мы представили весь проект по полочкам, начиная со сценарного плана и заканчивая самой игрой, а также выложили в открытый доступ код игры. Для многих стало открытием, что можно делать такие серьёзные некоммерческие проекты, — делится отзывами Анель Молдахметова.
Проект Archode Almaty стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) и был подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Команда Archode Almaty несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID, или правительства США, или Internews.