«Эдьютон закончился, Эдьютон только начинается». Куратор, тренер и участница подводят итоги

0
1789

12 февраля завершился третий ежегодный семинар по медиаграмотности MediaCAMP Эдьютон. С 8 февраля в течение пяти дней на этой творческой, образовательной и менторской платформе в режиме онлайн преподаватели университетов, школьные учителя, медиатренеры и эксперты в области медиа- и цифровой грамотности обменивались опытом по продвижению медиаграмотности в Центральной Азии. Семинар прошёл на русском с синхронным переводом на казахский, таджикский и узбекский языки. Мы собрали для вас основные итоги и инсайты Эдьютона 2022.

В 2022 году слоган Эдьютона — «Медиаграмотность: кино, реклама, игры». В семинаре приняли участие 30 человек из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Всего на участие поступило 147 заявок. В рамках семинара прошло четыре открытые лекции по семиотике рекламы и кинограмотности. Можно посмотреть записи на Facebook-странице Internews Казахстан либо прочесть тезисно на «Новом репортёре». Тренерами и менторами Эдьютона 2022 стали эксперты из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Эстонии и России: Камилл Ахметов, Александра Милякина, Тимур Юлдашев, Дильфуза Мырзахмедова, Татьяна Голубцова, Рустам Гулов, Арсен Абдрахманов, Баубек Сагындыков.

Рустам Гулов

— У меня впечатления от Эдьютона позитивные. Как и в прошлые годы, Эдьютон играет важную роль в совершенствовании проектов участников. За несколько дней из идей, с которыми люди приходят на семинар, вырастают готовые к реализации проекты. Из тех проектов, которые мне довелось рассмотреть в качестве ментора, могу отметить интересные идеи по созданию мюзиклов и театральных постановок по медийной грамотности, несколько проектов по организации школ кинограмотности для разных групп населения. Это очень важно — доносить идеи о критическом восприятии контента с разных площадок и способствовать росту правильного восприятия кино и театра не только как развлечения и культурного времяпрепровождения, но и как медиа и медийных продуктов. Эти проекты планируют научить аудиторию не отключать критическое мышление, даже когда они приходят на просмотр кино или мюзикла, — отмечает медиатренер из Таджикистана Рустам Гулов.

— Эдьютон закончился, Эдьютон только начинается. Мы с радостью говорим об итогах третьего Эдьютона. Все тренеры и менторы Эдьютона были молодыми. Хочу сказать спасибо Арсену Абдрахманову из Кыргызстана, Дильфузе Мирзахмедовой из Узбекистана, которые внесли свежую струю в менторскую работу на нашем семинаре. И, конечно же, огромная признательность нашим тренерам из Эстонии и России — Александре Милякиной и Камиллу Ахметову. Когда мы планировали программу Эдьютона, было очень много тревог и беспокойств по поводу того, что темы семиотика рекламы и кинограмотность будут несколько сложными для участников.

Но результаты Эдьютона, отзывы участников и реакция непосредственно во время сессий показала, что обе темы пришлись по душе нашим участникам, равнодушных не было, задавалось очень много вопросов, и как результат — было представлено на защиту достаточно много проектов именно по кинограмотности. По рекламе, конечно, меньше. Семиотика — только первый шаг к пониманию месседжей рекламы. Именно с критической оценки рекламы начинается медийная и информационная грамотность. Мы бы хотели, чтобы наша аудитория в Центральной Азии была более компетентна в этих вопросах. Поэтому нас вдохновляет, что направления Эдьютона были выбраны верно, спикеры и менторы отвечали всем требованиям участников, — говорит региональный консультант по медиаграмотности Центральноазиатской программы MediaCAMP Гульнар Асанбаева.

В последний день семинара участники презентовали свои проекты по продвижению медиаграмотности в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Под руководством наставников участники в течение пяти дней придумывали свои собственные проекты в сфере медиаграмотности. Финансовую поддержку от MediaCAMP для их реализации после доработки получат 15 финалистов. В Казахстане победителями стали Ольга Малышева и Лариса Нода (совместный проект), Гульнара Абикеева, Дәурен Бақберген, Светлана Раздоба, а также Сергей Ляшенко. В Таджикистане были выбраны проекты Мукима Абдуфатоева, Ильхома Хошимов, Зохира Шомусалламова, Ильхома Джамолиена, Усмона Ниёзова.

Гульнар Асанбаева

— Две трети участников Эдьютона — новички, это радует. Среди наших участников и победителей — известный не только в Центральной Азии киновед Гульнара Абикеева, драматург Ольга Малышева, педагог Лариса Нода, автор мюзиклов Аннас Багдад (мы сейчас ищем софинансирование, чтобы поддержать его уникальный проект). Всё это говорит об огромном интересе к темам, предложенным нашим Эдьютоном. Отбор был сложнейший, в среднем пять человек на место. Но главные результаты Эдьютона мы, конечно, увидим в процессе реализации проектов. Я желаю всем участникам особого вдохновения и не терять тот уровень накала, заинтересованности, мотивации для того, чтобы успешно реализовать все проекты, — дополняет куратор проекта Эдьютон 2022 Гульнар Асанбаева.

Среди тем, предложенных участниками и одобренных независимым жюри, были обучение медиаграмотности, создание иммерсивного театра, мюзиклов и видеокурсов по медиаграмотности, которые будут полезными для всех трёх стран. Организаторы Эдьютона считают важным участие в семинаре представителей профессиональных медиа. Сейчас в Центральной Азии создаётся, а, соответственно, и продвигается недостаточно контента по теме медиаграмотности. Когда такие материалы регулярно публикуются в устойчивых СМИ, то можно говорить о последовательной и эффективной работе с аудиторией. Периодические публикации в социальных сетях не так эффективны, потому что, согласно исследованиям, соцсетям люди доверяют гораздо меньше.

Ольга Малышева

Участница Эдьютона 2022 Ольга Малышева имеет журналистское образование, а последние восемь лет занимается театром. Из-за ковида и его ограничений она начала плотно заниматься диджитал-театром. Как журналист и театральный деятель она объединяет в своих проектах актуальную информационную повестку, чувствительные темы, вызовы текущей политической и экономической ситуации. Она работала над проектом  .три.точки. Знай, что смотришь!, одним из итогов которого весной 2021 года стал выпуск спектакля о фактчекинге и критическом мышлении. Ольга выступила драматургом и куратором постановки.

— Это мой первый Эдьютон. На момент подачи заявки я имела мало представления о формате этого семинара. Но мне было интересно, потому что у меня уже был опыт объединения моего основного фокуса — театрального — и медиаграмотности. В программе Эдьютона 2022 были очень интересные, объёмные, достаточно полезные лекции, было много нетворкинга, работы с менторами. Проект, который я защищала, достаточно сильно отличался от того проекта, который я подала. По рекомендации организаторов семинара мы объединились с другой участницей Эдьютона — известным педагогом Ларисой Нодой, которая предлагал проект, связанный с живым спектаклем студенческого театра. Мы поняли, что у нас есть интересная точка соприкосновения: я предлагаю свою форму — аудиоспектакля, но то содержание, которое заложила Лариса Павловна в свой проект. Объединение было удачным, мы защитили наш объединённый проект и попали в число пяти победителей от Казахстана, — рассказывает соавтор проекта-победителя Эдьютона 2022 Ольга Малышева.

Придуманный ими проект — аудиоспектакль в наушниках, нацеленный на цифровых аборигенов (так называют людей, которые родились, когда интернет уже был, тех, для кого интернет — естественная среда обитания; цифровые эмигранты — родившиеся до 2000 года). Им задумано рассказать реальные истории об их проблемах, с которыми они сталкиваются в цифровом мире — буллингом, манипуляциями, фейками. Спектакль будет интересен и тем, кто хочет понять, как живут цифровые аборигены, а также театральной публике, которая не прочь послушать аудиоспектакль о медиаграмотности.

Эдьютон по медиаграмотности проводился в Центральной Азии в 2018–2019 годах в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews.

С 2020 года Эдьютон проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, финансируемой Агентством США по международному развитию USAID и исполняемой Internews.