В феврале-июне 2021 года на YouTube-канале «За нами уже выехали» (293 тысячи подписчиков) вышел цикл документальных фильмов «Почему Казахстан в лидерах по суицидам?». Первый фильм — про подростковые самоубийства, второй — про бытовое насилие и женские суициды, третий — про мужские. Каждый — продолжительностью 45-55 минут. Работа над ними шла в течение восьми месяцев, фильмы создавались командой из восьми человек на средства продакшен-гранта от Internews. Планировалось, что суммарный охват фильмов составит не менее 150 тысяч просмотров. Прогноз сбылся и даже превзошёл ожидания: на нескольких площадках фильм посмотрели 174 000 раз.
https://www.youtube.com/watch?v=fBAMytkahwg&t=5s&ab_channel=%D0%97%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8
«На протяжении последних 30 лет Казахстан стабильно занимает первые строчки в рейтингах стран с самым высоким уровнем самоубийств — четвёртое место в мире по мужским самоубийствам и такое же по подростковым. Цель проекта — рассказать о сложной и табуированной теме женских, мужских и подростковых суицидов в Казахстане. Из-за социальных и религиозных запретов, связанных с самоубийствами Казахстане, существует значительное занижение и неправильная классификация попыток самоубийств и смертей. О большинстве самоубийств сообщают редко и обычно маскируют под несчастные случаи», — так начиналась заявка от авторов проекта. По их задумке, если человек наберёт в YouTube запрос «Я хочу покончить с собой», то выйдут фильмы-инструкции, куда обращаться, чтобы получить помощь.
Идея создания фильмов принадлежала автору казахоязычного YouTube-канала «Тіл кеспек жоқ» (77,4 тысячи просмотров) Асем Жапишевой. Она предложила создателю канала «За нами уже выехали» Дмитрию Дубовицкому совместными усилиями сделать фильмы для его канала.
— У Дмитрия был ресурс — YouTube-канал «За нами уже выехали», а у меня — готовый сценарий трёх фильмов, — отмечает Асем. Аудитория «За нами уже выехали» на 70 процентов мужская, больше половины — в возрасте 25-45 лет.
В интервью нашему сайту Асем признаётся, что взялась за тему не случайно:
— Я начала этот проект, потому что тема суицидов затронула мою семью и моих близких людей. Я как журналист хотела в ней больше разобраться. Я поняла, что в Казахстане огромная проблема стоит в первую очередь с мужчинами. Есть огромная стигма, они стесняются обращаться за помощью, стесняются показать слабость. Казахстанские мужчины привыкли использовать алкоголь вместо того, чтобы пойти на терапию или условно поплакать. Хотя в процессе съёмок мы узнали, что просто поплакать — это гораздо эффективнее, чем напиться.
В конце 2019 года команда сняла ролик, анонсирующий будущие фильмы. Также на платформе SurveyMonkey был запущен опрос. Команда получила 100 писем и более 8000 ответов на опрос. Эта информация использовалась в подготовке фильмов. Также через Instagram искали героев для съёмок.
Работа состояла из трёх этапов. Первый — подготовительный: исследование темы, сбор информации для сценария, поиск спикеров и героев. Второй — изучение литературы и драфт сценария. Третий — съёмки: экспертов, близких родственников жертв суицидов, а также людей, которые предпринимали попытки суицида.
Авторы фильма отмечают, что у них были сложности при производстве фильмов: пандемия, сорвавшая сроки; неистинные суициденты — люди, которые хотят привлечь к себе внимание, но никогда по-настоящему о суицидах не помышлявшие; моральные вопросы — например, где проходит граница, чтобы не романтизировать суициды. А самое главное — собственные психологические проблемы.
— Я огрёб все, что мог, за время съёмок этих фильмов. Писем было очень много, все истории пропускаешь через себя. Как бы ты за время журналистской практики ни оброс каким-то панцирем, ты всё равно пропускаешь, многое триггерит. Бывало, что я по неделе не мог сесть за редактуру какого-то отрывка, хотя обычно справляюсь с этим за несколько часов… Я сам планирую пойти к психологу, походить какое-то время. Чтобы перезагрузиться, отработать те вещи, которые я на себя нацеплял. У нас культивируется культ маскулинности с детства. После этих фильмов я сам для себя понял, что не надо цеплять маску какого-то сильного товарища, который может всегда решить все вопросы. «Искать помощь — это нормально», — говорю я сам себе и другим мужикам. Депрессия — такое же заболевание, как зубная боль и геморрой. Её нельзя запускать, её нужно идти лечить, — делится мыслями Дмитрий.
Асем же говорит, что она уже обращалась за психологической помощью:
— В процессе работы у меня началась депрессия. Я в шоке была. Никогда такого не было, я думала, что это не моя история… Я заболела, не могла встать, меня вообще ничего не радовало. Я общалась с этими людьми, интервью перерабатывала и вот так. Я пошла к психотерапевту, он сказал, что у меня депрессия средней тяжести, даже были мысли о суициде. Я лечилась два-три месяца. Сейчас думаю, что я восстановилась.
Между тем, оба автора отмечают, что их очень радует обратная связь после фильмов. Люди оставляют комментарии, пишут в личку в соцсетях, спрашивают контакты специалистов, благодарят, подкидывают идеи для продолжения. Асем говорит, что она намерена продолжать работать по этой теме. А вот Дмитрий отмечает, что ему интересно развивать тему ментального здоровья, однако вряд ли он соберётся в ближайшие годы. С точки зрения просмотров создавать такие фильмы оказалось не выгодно. Если обычный дайджест на его канале за неделю собирает по 100 тысяч просмотров, то просмотры по этим фильмам ниже.
— Я не ждал каких-то космических цифр от этого проекта. Как часто бывает, видя нищего на улице, мы часто стараемся отойти подальше… Так же и здесь. Мужики в принципе не умеют думать о своём ментальном здоровье, многим показалось, что это не про них история. По моим ощущениям, тема ментального здоровья — не про нас сегодня. Казахстанцев больше волнует, что покушать: зарплата, безработица, цены на картошку и морковку. На YouTube огромная конкуренция за внимание зрителей. Люди выбирают простой, лёгкий контент, который не заставляет их выворачиваться наизнанку, — резюмирует Дмитрий Дубовицкий.
Данный проект стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID.