У журналиста и главного редактора информационного портала Peremena.media Айжан Мадиходжаевой — трое детей. Собственно, когда-то именно поэтому она и создала своё медиа «для обсуждения трендов современного образования и воспитания». Глубоко погрузившись в тему, Айжан вместе со своей коллегой Дией Батеновой придумала проект «Айналайын SOS»: первой в Казахстане информационно-образовательной кампании против травли (буллинга) в школьной среде. Айжан, Дия и ещё один их коллега Ильдар Тапалов приняли участие в контент-лаборатории по проблемам образования программы MediaCAMP и выиграли грант Internews на развитие своего кейса.
— Проект «Айналайын SOS» мы придумали ещё два года назад, когда на весь Казахстан прогремела история мальчика из Абая. Нас она потрясла: как получилось, что ребёнка никто не защитил? Его же не сразу стали насиловать, его довольно долго до этого травили, — говорит Айжан Мадиходжаева. — И мы с коллегами задали себе вопрос: что мы можем сделать, чтобы как-то повлиять на ситуацию? Для начала, наверное, надо проблему открыто признать и обсуждать. Этому может поспособствовать медиакампания. Так всё и началось.
Получив грант, команда «Айналайын SOS» первым делом создала серию социальных плакатов на тему буллинга и безопасности детей в школе. Их будут распространять в школах, как только они откроются, а пока живые и эмоционально наполненные постеры активно обсуждаются в соцсетях.
— Как только мы опубликовали плакаты, то сразу начали получать комментарии от взрослых и детей, — рассказывает Дия Батенова. — В Facebook взрослые рассказывали свои истории травли и признавали, что это до сих пор влияет на их жизнь, самооценку. В Instagram пользователи вели активные дискуссии и рассуждали о причинах буллинга. А самую важную обратную связь мы получили от детей в TikTok. На следующий день, как мы создали аккаунт и выложили плакаты, мы попали в глобальные рекомендации TikTok. Также к нам пришёл шквал комментариев, где дети рассказывали, за что их травили. За цвет волос, за лишний вес, за «неправильное мнение». Несколько ребят написали, что их одноклассники из-за травли совершили самоубийства. И эта обратная связь доказала нам, что буллинг — это не «модная» и не придуманная проблема. Это то, что прямо сейчас массово происходит в школьной среде, и от чего страдают дети, получают реальный психологический и физический ущерб.
@peremena.media Напиши свою историю буллинга и снимай под наш хештег #травляэтобольно #буллинг #bulling #буллингвшколе #буллингвсети #стопбуллинг #буллингвнешности
Официальный хештег «Айналайын SOS» — #ТравляЭтоБольно. Под ним авторы проекта призывают людей рассказывать свои истории в социальных сетях. Ведь травля — это то, что будет процветать, пока её жертвы молчат. Айжан, Дия и Ильдар поставили себе задачи: начать открытое обсуждение проблемы буллинга и безопасности детей в школе, рассказать, как можно решать проблему буллинга, привлечь внимание тех, кто ответственен за безопасность детей в школах.
— Поймите нас правильно: мы медиа, а не НПО, которое занимается решением конкретных задач, — объясняет Айжан. — Для этого в Казахстане есть замечательные специалисты и организации, мы с ними сотрудничаем. Нас поддержали центр детской безопасности «Ангел», проект для школьников Street Law Kazakhstan по правам человека и защите от насилия и буллинга, Центр социальных инклюзивных программ, проект по предотвращению суицидов среди подростков Teens, образовательный центр «Білім — Центральная Азия», независимые психологи Елдар Жургенов, работавший с детьми-сиротами и детьми без родительского попечения, и Виктория Князева, автор проекта «НамСтрашноЖить_KZ» о проблеме насилия.
Но наша задача как медиа — обнажить проблему, сделать её видимой. У наших плакатов уже есть вирусный эффект, а мы только пару недель как начали работать. Кстати, некоторые дети, которые фотографировались для наших плакатов (несмотря на то, что постеры эти шокируют), сами говорили: «Мы очень хотим участвовать, заявить о том, что мы не поддерживаем травлю». Замечу: у всех детей, которые участвовали в съёмках, и их родителей мы брали официальные на это разрешения.
СМИ регулярно освещают случаи различных форм насилия над детьми. Но широкая общественность не всегда видит связь буллинга с детскими суицидами и общим уровнем насилия в обществе.
— Будем обязательно развивать проект и дальше, — говорит Айжан. — У нас большие планы. Например, обучающие ролики — как противодействовать буллингу. Отдельно — ролики для учителей. Будем активно осваивать TikTok, ведь там наша целевая аудитория. После того, как появился наш первый ролик в ТikTok, мы поняли, что буллинг — это как подпольный бойцовский клуб, о котором не знают взрослые и где нет правил. Только за один день в TikTok, в котором вроде всегда весело и беззаботно, у этих соцплакатов набралось 25 тысяч просмотров. На нас обрушилась такая лавина шокирующих комментариев и признаний, что мы поняли — так честно, как мы, о буллинге никто ещё с этими подростками не говорил. Многие дети нам писали: «Такой рекламы сильно не хватает».
Именно для этого нужна единая медиакампания «Айналайын SOS», говорят авторы проекта. Она свяжет распространенные случаи буллинга воедино и покажет, что это системная и масштабная проблема.
Как вы можете помочь решить проблему травли в наших школах:
- рассказать под хештегом #ТравляЭтоБольно свою историю, связанную с буллингом, независимо от того, когда, где и как она происходила (или анонимно в сообщениях);
- честно поговорить со своими детьми о травле, узнать, не участвуют ли они в ней;
- честно ответить себе, не буллите ли вы сами других людей (буллинг есть и в семьях, и во взрослых коллективах);
- почитать на сайте материалы психологов, тренеров по детской безопасности и социальных работников о том, как разорвать круг насилия в школах;
- делиться нашими плакатами — в школьных чатах, в группах, с друзьями. Вижуалы можно скачать здесь.
Если вам есть что сказать на тему буллинга, вы хотите чем-то поделиться или что-то предложить, пишите и звоните:
Айжан Мадиходжаева: + 7 701 721 11 17
Дия Батенова +7 707 853 91 08
ask@peremena.media
Проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).