СобытияОткрытие фестиваля MediaCAMPFest. Как прошёл 10-часовой онлайн-марафон

Открытие фестиваля MediaCAMPFest. Как прошёл 10-часовой онлайн-марафон

Инфодемия, медиазаконодательство, гражданские журналисты, вызовы и новые медиаформаты — впервые в Центральной Азии прошло медиасобытие такого масштаба.

10 часов онлайн-трансляции, 12 000 зрителей в прямом эфире, около 70 спикеров — журналистов, юристов, медиаэкспертов, самые важные темы, самый лучший опыт, самые ценные рекомендации и выводы.

Марафон прошёл 14 сентября 2020 года в рамках MediaCAMP Fest.

Фестиваль и марафон открывает Кристофер Эдвардс, директор региональной миссии USAID в Центральной Азии:

— Мы гордимся тем, что поддерживали медиа в это непростое время, когда они стремились к созданию более сбалансированной среды. Текущая пандемия ещё раз продемонстрировала, насколько важны свободные медиа, насколько нужен неограниченный доступ к информации.

— Жизнь доказывает, что нужно быть готовыми к переменам, — приветствует участников марафона Марат Бигалиев, директор представительства Internews в Казахстане. — Сегодня мы ещё раз убедились в важности журналистской профессии — именно журналисты оказались на передовой, оказывая информационную поддержку всему обществу.

Мне кажется, что фестиваль и конкурс, которые в этом году проходят второй раз в рамках программы MediaCAMP, и наше общение очень своевременны и важны.

Своим опытом работы во время пандемии делятся сотрудники Internews.

Элина Каракулова, директор представительства Internews в Кыргызстане, комментирует:

— Мы научились быть смелыми — команда Internews в Кыргызстане провела фестиваль Media Toptoo 2020 в режиме полной изоляции. И поняла, насколько важно людей собирать и вдохновлять. Мы научились на лету адаптироваться в новой реальности.

Анжелика Попова, менеджер Internews в Таджикистане:

— В Таджикистане были технические сложности, зато появились свои платформы. Я считаю, что онлайн-формат, в первую очередь, стирает барьеры. И это очень здорово.

— Онлайн-обучение вызвало большой интерес в Узбекистане, — говорит Николя Эбнотер, менеджер Internews. — Мы научились адаптировать офлайн-форматы в онлайн.

«Всё ли журналисты Центральной Азии сделали во время COVID-19?» — первая сессия в рамках марафона. Первая, дискуссионная, общая.

Что было сделано, как, когда — в обсуждении участвуют журналисты и редакторы Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Один из общих выводов обсуждения — нехватка достоверной информации, сложности с доступом.

Вячеслав Абрамов, генеральный директор издания Vlast.kz (Казахстан), комментирует:

— Мы на протяжении полугода видим, как государство скрывает информацию. У нас ушло четыре месяца на то, чтобы добиться возможности задавать вопросы. Возможно, медиа должны быть более требовательны. И ещё важный момент: мы должны объединяться, создавать общие проекты, поддерживать друг друга.

О дозировании информации и нехватке в плане консолидации усилий говорит и Дина Маслова, учредитель Kaktus.media и Bilesinbi.kg (Кыргызстан): «Не было сил и времени на новые проекты».

Дарина Солод, главный редактор Hook.report (Узбекистан),

считает, что, помимо проблем с доступом к информации, пандемия выявила ещё и низкий профессиональный уровень медиа Узбекистана в целом:

— Оперативной и глубокой информации нет до сих пор, — добавляет Дарина.

— Всё возможное в этой ситуации было сделано, — комментирует Салим Аюбзод, глава таджикской службы «Радио Свобода».

Фейки, слухи, домыслы — в рамках ещё одной сессии марафона эксперты обсуждали тему медиа и инфодемии. Основные выводы спикеров:

Гулим Амирханова, Internews, региональный менеджер по медиаграмотности, проект «Три точки. Знай что смотришь!»:

— Пандемия поставила перед медиасообществом важные вызовы… Иногда возникало ощущение, что инфодемии больше, чем самой болезни.

Основные выводы сессии: инфодемии подвергаются люди из разных слоёв, с разным образованием. Разносчиками многих фейковых сообщений стали, например, сами врачи. Не те, которые работают на передовой, а те, которые остались дома.

Обнаружилась большая виральность бытовых фейков. Есть вещи, которых люди всегда будут бояться. Чаще всего люди делились фейками из-за страха за свою безопасность, здоровье, финансы.

Ещё один вызов — реакция государственных органов. Неспособность вовремя давать информацию. Также эксперты отмечают медийную неграмотность журналистов, что подчёркивает важность работы тех, кто занимается развитием медиаграмотности.

Internews в странах Центральной Азии второй год реализует проект «Создание сети гражданских журналистов». Шесть редакций в Казахстане и четыре редакции в Таджикистане в 2020 году работали с большой командой непрофессиональных авторов. Когда начался карантин, гражданские журналисты оказались незаменимыми помощниками. Они работали за блокпостами и создавали народные истории.

Анна Сухачёва, Internews:

— Идея создания медиашколы для гражданских активистов, а затем и сети гражданских журналистов — целого компонента программы MediaCAMP — возникла из понимания того, что очень многие темы, истории, сюжеты, которые могли быть полезны, интересны и важны для жителей Казахстана и Таджикистана, остаются вне поля зрения аудитории.

Проект «Создание сети гражданских журналистов» Internews даёт возможность медиа находить авторов в регионах, обучать их и таким образом расширять свою аудиторию, тематику, а ещё — решать социальные проблемы общества в конкретных районах, сёлах, аулах. За два года около 120 журналистов из Казахстана и Таджикистана создали больше 600 историй — важных, настоящих, живых.

Что изменилось в законодательстве медиа в ЦА за период пандемии — обсудили медиаюристы Центральной Азии.

Ольга Диденко, юрист Internews (Казахстан):

— Карантин ударил по журналистам и правам журналистов. Медиа закрыли доступ — к информации, к передвижению, к заседаниям. Усилилась ответственность. В том числе — за предыдущие публикации.

Ситуация практически одинаковая в разных странах региона, считают Ранжет Ятимов, медиаюрист ОО «Хома» (Таджикистан), Акмат Алагушев, медиаюрист (Кыргызстан). И выход один — снять ограничения в законодательстве.

С марта, когда в странах Центральной Азии начался карантин, и до сентября Internews в странах Центральной Азии провёл более 50 образовательных проектов — это школы, тренинги, вебинары, воркшопы, лаборатории. С какими сложностями столкнулись преподаватели и участники тренингов, какие новые образовательные форматы появились на рынке? Об этом говорили тренеры и участники образовательных проектов Internews.

— В образовательных онлайн-проектах должно быть настроение — буквально с первой минуты. Настроение и эмоции — главное, — считает Ирина Чистякова, региональный координатор проекта «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии», Internews. — А ещё менторы. Люди, которые будут нести ответственность за участников, за их достижения.

Элима Джаппарова, Internews в Казахстане, дополняет:

— В онлайн-образовании людям очень не хватает общения. Нужно об этом помнить, ограничивать количество участников тренингов, чтобы каждый мог высказаться.

— Важно не перегружать слушателей, развлекать их, показывать, что вы рядом, — говорит Марат Садыков, медиатренер.

О том, что и каким образом удалось изменить журналистам в новой реальности, — сессия медиаспециалистов из Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана.

О солидарности и поддержке рассказывают журналисты из Таджикистана Ольга Тутубалина, шеф-редактор медиагруппы «Азия-Плюс», и Зебо Тажибаева, Your.tj.

В районе Хуросон был избит корреспондент «Азия-Плюс», группа таджикских журналистов отправилась на место происшествия. Таким образом удалось не просто закончить материал, но и предотвратить негативные последствия нападения на журналиста.

Международная инициатива помощи заболевшим коллегам из Таджикистана также оказалась хорошей иллюстрацией солидарности и поддержки медиасообщества. Для 150 журналистов из разных редакций и регионов Таджикистана коллеги из Казахстана, России, Украины, Узбекистана и других стран собрали $2250 на продуктовые наборы и средства индивидуальной защиты.

Алтынай Мамбетова, координатор инициативы OpenDataCovid.kg, рассказала о проекте OpenDataCovid.kg. Медиаэксперты, IT-специалисты собирают и структурируют открытые данные, связанные с коронавирусом.

— Это важный и удобный ресурс как для журналистов, так и для государства, — комментирует Алтынай.

Internews традиционно поддерживает создание контента — телевизионных и мультимедийных проектов, медиа в новых форматах, циклов репортажей и публикаций в социальных сетях. Миссия программы MediaCAMP, которая поддержана USAID, способствовать развитию сбалансированной информационной среды в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане.

Когда началась пандемия, Internews также создал фонд «Информация спасает жизни», гранты на создание своих проектов получили сотни медиа в разных странах мира. В Казахстане и Таджикистане медиа также получили гранты и смогли работать в условиях падения рекламных и спонсорских поступлений.

В рамках сессии эксперты Internews и партнёры организации рассказали о проделанной работе. За два года Internews поддержал больше 65 контент-проектов. Произведено больше 3000 материалов. А охвачено 18 миллионов человек!

Ограничения в работе медиа во время COVID-19 одновременно привели к росту авторских проектов. Об этом — предпоследняя сессия марафона.

Никита Макаренко (Узбекистан) рассказывает о проекте «Советы доктора Элизова», который был запущен из-за нехватки информации по теме коронавируса в Узбекистане.

Динара Егеубаева, журналист, телеведущая (Казахстан), комментирует:

Цикл «Карантин.кз» был запущен для себя. На большую аудиторию и внимание я не рассчитывала. Но у каждой программы есть свой зритель.

Рауль Упоров, редактор «Уральской недели» (Казахстан), рассказывает о том, как с прямых эфиров в социальных сетях началось производство собственных фильмов.

Новые проекты во время пандемии рождаются из-за желания, стремления помочь себе и своим близким, говорят участники обсуждения.

Сергей Ким, медиакритик (Казахстан):

— Возможно, у авторов возникли ожидания по поводу просмотров.

Завершился марафон квартирником с Зарой Бейсембаевой. О квартирниках и новом общении с Зарой поговорила известная журналистка, телеведущий, PR-менеджер, исполнительный директор Kaspi.kz Маржан Ельшибаева.

Маржан Ельшибаева:

— В период карантина мы очень много общались с журналистами. Было много благодарностей врачам, а журналисты больше получают критики. Но я как человек, который был на связи с журналистами, хотела бы выразить благодарность журналистам. Они придумывали форматы, говорили с врачами. Мы очень любим журналистов и очень хотели поддержать фестиваль.

Творческая дискуссия и музыкальный подарок всем участникам фестиваля стали возможны благодаря спонсорской поддержке Kaspi.kz.

Второй Центральноазиатский фестиваль MediaCAMP Fest в этом году Internews проводит полностью в онлайн-формате. Шесть дней сессий, встреч, мастер-классов и дискуссий. А завершит фестиваль подведение итогов главного медиаконкурса региона — награждение победителей MediaCAMP Award.

Полная программа фестиваля по ссылке.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы #MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию #USAID.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи