Медиапроекты на тему образования. Контент-лаборатория MediaCAMP

0
388

Две недели вечерами после работы 35 участников из Нур-Султана, Алматы, Туркестана, Шымкента, Караганды и Кызылорды встречались с менторами и экспертами творческой контент-лаборатории на тему образования. Их задачей было с помощью медиапроектов помочь в решении волнующих проблем — нехватка учителей в сельских школах, буллинг среди детей и подростков, низкий приоритет уроков физкультуры. Инклюзивная контент-лаборатория впервые прошла в режиме онлайн.

Когда команда Teach & Share выиграла грант от Internews на проведение контент-лаборатории на тему образования, предполагалось, что это будут три дня в очном формате. Но уже в середине апреля стало понятно, что ни участники из разных городов Казахстана, ни менторы из разных стран мира в Алматы из-за карантина приехать не смогут.

— Мы приняли решение проводить лабораторию онлайн, — рассказывает Лейла Махмудова, программный координатор проекта. — Нам было важно сохранить атмосферу диалога, общения и разность форматов, в которых это общение и обмен идеями происходят. Поэтому переход в онлайн поменял не только площадку встречи (Zoom и соцсети вместо конференц-залов), но и длительность программы, количество инструкций, время на подготовку команд и менторов и самих сессий. В общем, смена на онлайн — это смена всей программы с сохранением изначальных целей.

За каждой командой был закреплён отдельный куратор, который наблюдал за проектом, давал оценку и держал постоянную связь с участниками. Сразу же после теоретических сессий у участников было отдельное время, чтобы обсудить с ним услышанное и сразу же доработать свою идею. Онлайн-формат позволил организаторам собрать на лабораторию уникальных экспертов — как казахстанских, так и зарубежных. Например, в дискуссии на тему образования приняли участие эксперты в области образования — Светлана Друзь, Татьяна Чернобиль, Нурлан Имангалев, Антон Моргунов и Мейргуль Алпысбаева. На тематических воркшопах своим опытом поделились Олег Хоменок, медиатренер Internews в Украине, Евгений Лапин, эдуколог (Киев), и Франак Вячорка, медиаэксперт из Беларуси. Специальную сессию по этике и фактчекингу провели казахстанские эксперты — Молдияр Ергебеков, профессор университета имени Сулеймана Демиреля, и Думан Смаков, FactCheck.KZ. С командами работали известные казахстанские журналисты — Асем Жапишева, Джамиля Маричева, Зарина Ахматова, Жалгас Ертай, Марат Садыков, Назгуль Кожабек и Димаш Зиядин.

Участники лаборатории считают, что Instagram — это платформа для…

Сессия Франака Вячорки полностью интерактивная: он задаёт участникам вопрос через Kahoot, а потом рассказывает и объясняет правильные ответы. Эксперт рассказал о последних трендах продвижения в социальных сетях, показал примеры из своей практики и при помощи участников ближе познакомился с отношением к соцсетям в Казахстане.

— За эти две недели мы провели вместе больше 40 часов. Если бы мы работали офлайн, как изначально планировалось, у участников было бы намного меньше времени на работу, особенно если учитывать перерывы, — рассказал Олег Хоменок, спикер лаборатории и ментор одной из команд, об ещё одном преимуществе онлайн-формата.

Организаторы онлайн-вечеринки, команда «Ұстаздар», вместе со своим куратором Евгением Лапиным готовятся встречать гостей

Кроме очевидных плюсов, были и неочевидные минусы: не хватало неформального общения и нетворкинга. Креативные участники лаборатории нашли выход из ситуации и в один из дней организовали костюмированную онлайн-вечеринку вместе с организаторами, менторами и экспертами. Строгий дресс-код предполагал маску (не обязательно медицинскую), боевой мейкап или головной убор.

Алматинская команда «Ұстаздар» — Эль Карманова, Мейржан Курманов, Дастан Аккожа, Айнур Калиева и Аружан Сариева — работала над проектом Ustazdan ustazga («Учителя учителям»), задача которого — объединить педагогов с разных уголков страны для обмена опытом, поддержки и общения:

— Мы предлагаем новый формат: офлайн-встречи и онлайн-общение. Это позволит учителям делиться опытом друг с другом, обсуждать наболевшие проблемы и увеличит сопричастность каждого к проблемам образования, — рассказывает Мейржан Курманов, участник команды.

Команда из Караганды — Ботагоз Дюсенбаева, Гульмира Копбаева и Айнур Егинбай — решила обучать навыкам медиаграмотности родителей, чьи дети уже ходят в школу — в классных чатах часто распространяют и обсуждают недостоверную информацию:

— Я работаю в системе образования 25 лет, и на сегодняшний день у нас до сих пор нет родительского сообщества. В идеале мы бы хотели такое сообщество создать. Мы рассчитываем, что после завершения проекта наша аудитория будет более взвешенно и критически воспринимать информацию про образование.

Через сторителлинг проблемой буллинга в школах решила заняться команда «СТОП буллинг» из Нур-Султана — Олжас Касым, Маншук Ахметова и Данара Толегенова. Зачастую подростки стесняются рассказать о травле:

— Мы изучали кейс движения MeToo, когда личная история нескольких женщин изменила отношение к насилию во всем мире. Мы хотим попробовать повторить этот опыт, чтобы показать, что попросить о помощи в случае буллинга не стыдно.

Другие команды работали над не менее важными темами:

  • команда Ainalaiyn SOS — Айжан Мадиходжаева, Дия Батенова, Ильдар Тапалов — надеется снизить уровень насилия среди детей;
  • участники из Teach for Kazakhstan — Данияр Кусаинов, Гульназ Корданова — хотят повысить престиж учителей и привлечь хороших педагогов в сельские школы;
  • Альтаир Молдыбаев, Назира Касымбекова, Алтынай Өмірзақова и Динара Мухтар работают над созданием онлайн-блог-энциклопедии KOKENAI.KZ о развитии и воспитании детей;
  • Галымжан Оразымбет предлагает проект «Спортшколы Шымкента», который рассказывает о том, что физической культуре в образовании уделяют мало внимания;
  • Әбдіхалық Олжас и Атак Ахмет хотят обучать основам медиаграмотности и фактчека выпускников старших классов и студентов
  • Талғат Меңдібай, Уалихан Файзуллаев, Нурила Жаксылык, Раушан Кажданбек, Еламан Меңдіқұл хотят предложить площадку, где учителя могут услышать критику и предложения со стороны родителей и учеников и наоборот.

Результатом двухнедельной работы стала выставка проектов: команды представляли свои идеи экспертам из сфер медиа и образования. Приглашённые специалисты впервые знакомились с идеями и сразу же давали рекомендации, что можно улучшить. Услышать много разных мнений от профессионалов очень ценно, ведь после лаборатории команды смогут принять участие в закрытом конкурсе от Internews и получить грант на реализацию своей идеи.

Творческая контент-лаборатория на тему проблем образования прошла в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).