Бизнес-лаборатория Internews в Алматы началась одновременно с мерами Казахстана против коронавируса. Информация о новых правилах для ивентов, ограничениях по въезду и выезду из страны поступала каждый час, так что участники не только получали знания, но и тут же отрабатывали навыки работы в кризисных условиях.
Бизнес-лаборатория — новый формат, предложенный Internews для развития в Казахстане современных бизнес-подходов в медиа. Участников отбирали на основе заявок. В команде от медиа — два человека: автор-руководитель и менеджер. Впрочем, участники часто меняются ролями; чтобы создать и продать новый бизнес-продукт, команда должна хорошо понимать общие цели.
Анэль Кайнеденова и Елена Рукавишникова («Мой город», Уральск) разрабатывают проект по развитию внутреннего туризма в Западно-Казахстанской области. Нина Вербовая и Алина Хасанова (Ekaraganda.kz, Караганда) горят идеей сделать проект для тех, кто возрасте 35+ меняет жизнь и начинает свой бизнес. Свои идеи представили 10 медиа из семи регионов Казахстана.
Ержан Сулейменов, региональный консультант Internews по медиастратегиям, отмечает:
— Важно уметь использовать преимущества каждого медиа, находить партнёров в бизнесе, монетизировать качественный контент. Наша глобальная цель — познакомить Казахстан с новым продуктовым подходом в медиа, который позволяет бизнесу быть устойчивым.
В формате Лаборатории много фасилитационных сессий. Участники рисуют идеальную медиакомпанию, обсуждают, что нам мешает создать такой бизнес. Прежде чем перейти к разработке своих конкретных идей, команды получают уникальные знания в области планирования, маркетинга, изучения предпочтений аудитории. Сами презентации менторов проекта — своеобразная роад-мап от идеи к готовому продукту.
— Бизнес имеет свои цели, пользователь имеет свои цели. Для того чтобы произошло взаимодействие, в цифровом продукте эти цели должны совпадать. И всё должно работать на решение этой задачи, — отмечает один из менторов лаборатории Евгений Кулаков, основатель MediaToolBox.
Свои поправки в проведение лаборатории внесли коронавирус и меры защиты, принимаемые странами. Одна из менторов проекта Мария Рзаева, директор спецпроектов «Бумаги», не смогла попасть в Казахстан. Сессию провели интерактивно. «На каких продуктах сейчас зарабатывает ваше издание? На чём вы ещё можете заработать?» — задаёт вопрос Мария по скайпу. Участники отвечают на вопросы, видят новые продукты медиа, могут переосмыслить свои ответы и таким образом подробно описать свои уникальные предложения.
Марина Низовкина участвовала в тренинге Internews в 2004 году, тогда — в качестве журналиста. Сегодня она менеджер проектов на портале Vera.kz.
— Для меня было важно, что менторы «сломали» мне мозг и моё понимание и отношение к создаваемым продуктам с точки зрения финансовой выгоды. Раньше об этом даже не задумывалась. Очень важная идея лаборатории — внимание на аудиторию. Отношения «проект для всех» в моей жизни теперь уже не будет. Поняла ценность вовлечения аудитории, знание метрик (раньше я в это на сайте не лезла, теперь буду лезть), и я теперь знаю, как делать рекламу ненавязчивой.
В третий день Лаборатории Internews принял решение все коммуникации перевести в онлайн. Менторы Лаборатории, среди которых есть также активные участники казахстанского медиарынка, индивидуально разберут заявки участников.
— Бизнес заинтересован в спецпроектах в медиа, которые бы с одной стороны соответствовали миссии бренда, с другой — решали какие-то очень точечные задачи — например, привлечения внимания к новым предложениям компаний. И ещё важно, что мы все хорошо понимаем: размещения пресс-релизов, рекламных материалов или модулей мало. Нужны новые форматы, и хорошо, что Internews обратил на это внимание, — отмечает Маржан Ельшибаева, исполнительный директор Kaspi.kz.
Победители Лаборатории получили возможность участвовать в специальном конкурсе грантов, направленном на усиление финансового и управленческого потенциала медиа.
Бизнес-лаборатория проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию USAID.