В Алматы прошёл Эдьютон 2020 по медиаграмотности

0
859

Принцесса Лея, мастер Йода и 27 джедаев, которые борются за гордое звание — нет, не звёздных, а цифровых. Умники и умницы, которые за вопросы и ответы получают особую валюту — эдьюкоины. Эти игры — часть Эдьютона, инновационного семинара прикладного характера, который нацелен на получение новых знаний, обмен опытом и разработку проектов по распространению медийной и цифровой грамотности.

Эдьютон по медиаграмотности проводился в Центральной Азии в 2018-2019 годах в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Internews. Эдьютон 2020 провели для участников из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана в рамках программы MediaCAMP, которая финансируется USAID.

Выступая на открытии Эдьютона, Кристофер Эдвардс, директор региональной миссии USAID в Центральной Азии, сказал:

— В наше время создавать контент легко, но эта лёгкость сопряжена с вызовами и сложностями.

Бывает так, что ложная информация влияет на людей, влияет на их действия. Поэтому медиаграмотность очень важна — чтобы люди принимали взвешенные решения. Через программу по медиаграмотности USAID поддерживает как потребителей контента, так и медиасообщество.

Тема Эдьютона 2020 — интерактив, игры, визуализация. Объяснить людям, что такое медиаграмотность, быстрее, проще и понятнее можно именно в формате игры. Гульнар Асанбаева, руководитель проекта, эксперт по медиаграмотности Internews в Казахстане, говорит:

— Совсем скоро ни учитель, ни тренер в медиаграмотности будут не нужны. Наша задача — сделать каждого медиаграмотным, мы должны быть не лекторами, а менторами. А для этого нам нужны новые знания.

Участников на Эдьютон отбирали на конкурсной основе. Это преподаватели, журналисты, студенты, IT-специалисты. Но главное — это люди, которых волнует тема медиаграмотности и которые хотят в своих регионах учить людей разбираться в информации, обрабатывать её и анализировать. Менторами выступили эксперты по медиаграмотности из Украины, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. Задача менторов — помочь участникам превратить свои идеи в полноценные проекты по медиаграмотности.

Как спланировать занятия по обучению медиаграмотности и оценить их эффективность, интерактивные методы обучения критическому мышлению, игровые технологии в обучении медиаграмотности, как определить манипуляции в фотожурналистике и в социальных сетях и многое другое — практические упражнения, дискуссии, анализ — программа Эдьютона 2020 объединила лучший международный опыт в области медиаграмотности.

По результатам Эдьютона были выбраны лучшие проекты из Казахстана и Таджикистана, которые получат финансирование в рамках проекта МediaCAMP.

Жюри — специалисты в области медиаграмотности из Казахстана и Таджикистана, оценивали проекты по пяти основным критериям:

  • Актуальность с точки зрения потребностей целевых групп
  • Опыт и квалификация заявителя в выбранном направлении
  • Обоснованный дизайн
  • Потенциал для устойчивости
  • Эффективность бюджета

Выбор жюри:

Таджикистан

  1. Обучающие летние программы для детей 8-12 лет — факультативы во время летних каникул «Дети и сети».
  2. Офлайн-тренинги для студентов региональных вузов Таджикистана «Миг на Пике».

Казахстан

  1. Super Ongar — обучающий проект, видеоролики обучающего и образовательного характера, офлайн-тренинги на казахском и русском языках.
  2. Международный проект — проведение тематических «Медиаквизов». «Медиаквиз» — интеллектуальная игра по медиаграмотности для студентов двух городов Казахстана и Узбекистана.

Лучшим проектом в Узбекистане признан TalimMedia — образовательный проект для студентов.

Эдьютон прошёл в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).