Почему в судах Швеции запрещена фото- и видеосъёмка? Что будет, если госорганы вмешаются в работу местных журналистов? Есть ли в Швеции государственные СМИ? Журналисты и судьи Казахстана отправились в Стокгольм, чтобы узнать ответы на эти вопросы.
Всего в пресс-туре приняли участие восемь человек: четыре журналиста и четыре судьи. Чтобы попасть в число участников, журналистам нужно было пройти отбор: организаторы смотрели на опыт в освещении судебных процессов и желание дальше развиваться в этом направлении. В результате из журналистов в стади-тур отправились Асель Сатаева, журналист Tengrinews.kz (Нур-Султан), Динара Бекболаева, редактор Отырар.kz (Шымкент), Нургуль Хайруллина, журналист «Ак-Жайык» (Атырау) и Серикжан Маулетбай, журналист Информбюро.kz, член Лиги судебных журналистов Казахстана (Алматы).
Судьи сами выбирали тех, кто поедет изучать систему Швеции. К журналистам присоединились Елена Максюта, судья Верховного суда РК (Нур-Султан), Куляш Домалакова, пресс-секретарь областного суда (Кокшетау), Нариман Бекназаров, судья Следственного суда (Нур-Султан) и Айдос Садуакасов, пресс-секретарь Верховного суда РК (Нур-Султан).
«Мы составили программу пресс-тура так, чтобы было полезно всем: судьям увидеть, как медиа освещают процессы в Швеции, а журналистам посмотреть, как работает судебная система. Мы были в редакциях, ньюсрумах, студиях новостей, в госорганах Швеции, которые курируют работу медиа, и даже приняли участие в судебном процессе по конкретному уголовному делу», — рассказывает юрист Internews в Казахстане Ольга Диденко.
Участники пресс-тура встретились с пресс-омбудсменом Керсти Содерберг — именно она решает вопросы и споры с местными СМИ. Обратиться в суд в Швеции — очень дорогое удовольствие: в случае проигрыша истец должен оплатить все расходы ответчика. Поэтому, прежде чем подать иск, претензии от людей и компаний к медиа пытаются решить мирно в специальной комиссии по досудебному урегулированию. Участники пресс-тура сошлись во мнении, что в Казахстане система досудебного решения споров тоже очень нужна.
В Швеции нет государственных медиа, зато есть общественный вещатель SVT, который состоит из двух телеканалов и одного радио — казахстанские журналисты и судьи посетили его во второй день стади-тура. Никто из государственных представителей не может влиять на редакционную политику этого (или любого другого) СМИ. Попытка указать медиа, о чём рассказывать, а о чём — нет, сразу привела бы к скандалу, который закончился бы отставкой должностного лица. Это одна из причин, почему в Швеции доверяют общественному телевидению.
Самым насыщенным для участников стади-тура стал финальный, третий день: они встретились в Стокгольме с представителями Министерства культуры Швеции, посетили суд муниципалитета Solna в Стокгольме и Союз журналистов Швеции.
У Минкультуры Швеции четыре направления в работе, одно из них связано со СМИ.
«Наша первая и самая главная задача — обеспечить разнообразие СМИ. Это касается и технологических вопросов. Напрямую правительство Швеции не может говорить или указывать, какими СМИ должны быть. Минкультуры всегда говорит о том, чтобы СМИ были независимы, и всегда защищает этот принцип перед правительством», — отметила представитель Министерства культуры Филиппа Арвас.
Председатель суда муниципалитета Solna в Стокгольме Патрик Альм поделился с казахстанской делегацией интересным опытом взаимодействия с медиа. Судья сам пишет пресс-релизы и признаётся, что уместить 50 листов уголовного дела в одну страничку невероятно тяжело. А ещё Патрик Альм недавно появился в национальных новостях на STV, где рассказывал про одно из уголовных дел. Для судьи это стало большим событием — он долго готовился и был очень горд, ведь вся семья собралась, чтобы посмотреть этот выпуск. Участники делегации сразу отметили контраст: в Казахстане сложно уговорить представителей судебной системы на комментарий для СМИ.
Из зала суда казахстанская делегация отправилась в Союз журналистов Швеции. В него входят 14 500 журналистов. В Швеции журналисты защищены законом «О свободе слова». На официальные запросы госорганы обязаны отвечать в течение двух дней. Каких-то указаний или ограничений при подготовке журналистского материала со стороны госорганов не бывает.
Стади-тур в Швецию стал началом большой совместной работы, которая предстоит казахстанским судьям и журналистам. Верховному суду предложат конкретный план по улучшению взаимодействия с медиа, а журналисты, в свою очередь, дадут несколько гостевых лекций в университетах. Они рассказыжут студентам журфака про судебную журналистику, её правила и особенности.
Стади-тур проведён в сотрудничестве с Союзом журналистов Литвы в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется #Internews в странах Центральной Азии при поддержке USAID.