В Алматы прошла Школа мультимедийного сторителлинга

0
225

С 5 по 7 сентября в Алматы проходила Мультимедийная школа cторителлинга. Организатор — компания «МедиаФабрика», которая регулярно проводит образовательные мероприятия в сфере маркетинга и коммуникаций.

«Сторителлинг — это один из ключевых инструментов в маркетинге, коммуникациях, медиа, продажах. Он покрывает потребности в специалистах разного жанра. Когда мы начали изучать эту тему более глубоко, то поняли, что именно этих знаний не хватает сейчас журналистам», — рассказывает Виктор Елисеев, основатель Select Communication Group и «МедиаФабрики».

В занятиях принимали участие 20 журналистов и блогеров: 10 из Алматы и 10 из разных регионов Казахстана. Все они прошли серьёзный отбор на участие в школе — курс максимально нацелен на практику, чтобы каждый участник смог довести свою работу на занятиях до готовой мультимедийной истории. Сначала участники заполняли анкеты и подробно указывали свой опыт работы, прикладывали портфолио; затем все претенденты написали эссе, в котором рассказали, зачем им нужен сторителлинг, и как они собираются применять новые знания. Всего заявок на участие было больше 60.

Первый день мультимедийной школы был полностью посвящён теории. Последними трендами в сфере медиапотребления поделились Татьяна Старцева, генеральный директор TNS Gallup Media Asia, Ольга Овсянникова и Ильнур Сибгатулин, представители Admixer, Айнур Капарова, сертифицированный коуч, Ольга Пастухова, журналист, и Ильяс Батыров, основатель клуба ораторов Казахстана.

«В первый день мы рассказали какие-то вещи, связанные с рынком медиа, диджитал-рынком. Мы сделали это специально, чтобы участники почувствовали себя не просто журналистами, а экспертами медиа», — говорит Виктор Елисеев.

Несколько интересных тезисов теоретической части:

  • Медиасреда продолжает активно меняться. Доля прессы падает: с 2014 года упала в три раза. Сложно говорить, что пресса умрёт в принципе, но она определённо будет переживать серьёзные трансформации.
  • Конец газетной эпохи наступит тогда, когда остатки последнего газетного поколения не смогут поддерживать социальную привычку к этому виду прессы. Телевидение чувствует себя намного лучше, чем газеты. Денег не становится сильно меньше, но за счёт новых привычек получать информацию меняется ситуация.
  • Поколение миллениалов не смотрит телевизор, они получают видеоинформацию из интернета. Для них телевизор — это бесполезный ящик. Тем не менее, телевидение — основное медиа по охвату. Более 65 % населения его смотрит. Преимущественно взрослые и пожилые. Для них телевизор — часть правды.
  • Эффект доверия к «говорящим головам» из интернета зачастую даже выше, чем к родственникам. Блогеры — это новые селебрити, вокруг них крутятся деньги и информация.
  • Мы наблюдаем в действии теорию взрывного авторства. За последние 20 лет мир получил три миллиарда новых авторов — каждый пользователь Facebook, Twitter становится свободным автором.

Особое внимание в Школе мультимедийного сторителлинга уделялось практике — на мозговой штурм, групповые и индивидуальные упражнения было отведено целых два дня. Они проходили под кураторством экспертов из России: Сергея Колотовкина, специалиста по менеджменту мультимедийной редакции и медиакоммуникациям, и продюсера, Кирилла Быкова, сценариста телевизионных программ. За время совместной работы участникам удалось детально проработать план своих будущих материалов, узнать лучше своего адресата, поразмышлять над возможными сюжетными поворотами и подобрать подходящий формат.

Один из участников Школы мультимедийного сторителлинга — Мирхат Ажегалиев, редактор отдела аналитики Tengrinews.kz — изучал проблему нехватки школьных мест в Нур-Султане. У этой истории может быть несколько разных героев: это и обеспокоенный родитель, и уставший педагог, и даже замученный школьник, которому тяжело реализоваться в большом классе. «О сторителлинге я задумался ещё до семинара. Пытался делать что-то наподобие этого, но я всегда понимал, что мне не хватает знаний в этой теме. Как редактор я понимаю, что актуальность этого направления растёт, читателю приелись новости по стандартной схеме. Мы разбирали тему нехватки школьных мест, и я очень серьёзно задумался над её реализацией по той схеме, которую мы здесь составили», — рассказывает Мирхат Ажегалиев.

Участники предлагали к обсуждению множество разных интересных и актуальных тем. Главной задачей было найти третий пункт ожиданий неожиданный поворот, то, как ещё никто на эту проблему не смотрел.

«Построение портрета читателя, изучение его мира, поиск его болей — мы никогда этим инструментом в своей работе не пользовались. Это всегда проходило как-то интуитивно. А тут нам предлагают сознательно этот портрет сложить и формировать свой контент на основании каких-то внутренних качеств человека, для которого мы пишем. Это очень интересно», — делится своими впечатлениями от занятий Светлана Антонова, главный редактор портала InAktau.kz. 

Несмотря на то, что занятия в Школе мультимедийного сторителлинга завершились, основная часть работы только начинается: финальным результатом проекта станут 20 оригинальных историй, которые участники должны будут создать в течение месяца.

Проект осуществляется на средства гранта Internews в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).