Как проходил Media Literacy Week в Каскелене

0
314

Когда сеть всколыхнула волна постов о ВИЧ-инфицированных фруктах, общество разделилось на две части: тех, кто не поверил фейку, и тех, кто «на всякий случай» предупредил об этом всех своих друзей, родных и близких. С человеком, который искренне старался защитить общество от возможной опасности, совершенно случайно встретился Оразай Кадырбаев — общественный активист, ассистент-преподаватель школы журналистики СДУ. Он пытался купить мандарины к новогоднему столу в специальном ларьке, но их там не оказалось: владелец перестал закупать этот фрукт, опасаясь заражения.

Оразай Кадырбаев рассказывает историю про мандарины

Эта история лишний раз подтверждает, что медиаграмотность — тема, которая затрагивает буквально каждого человека, независимо от возраста, статуса и профессии. На Media Literacy Week история Оразая Кадырбаева вызвала смех. Но несмотря на то, что участники фестиваля интуитивно понимали, что ВИЧ-инфицированные фрукты — неправда, они не понимали, как это проверить и доказать.

Организатор Media Literacy Week — Школа журналистики при университете имени Сулеймана Демиреля в Каскелене. На занятия по медиаграмотности собрались 56 человек — журналисты, преподаватели и студенты четырёх вузов: КазНУ, КазНАИ имени Жургенева, «Туран» и СДУ. Главная задача — научить критически относиться к тому, что пишут в сети, и показать, как проверять на достоверность сомнительные сообщения.

Участники Media Literacy Week

— Изначально планировалось организовать мероприятие на 45 человек. Онлайн-регистрация заканчивалась за день до начала занятий. По ней мы получили 84 заявки на участие. Пришлось проводить отбор, отказали студентам младших курсов СДУ, — рассказывает организатор Media Literacy Week, заведующий кафедрой социальных наук и координатор программы «Журналистика» университета имени Сулеймана Демиреля Мадияр Саудбаев.

Анонс Media Literacy Week организаторы опубликовали на своей страничке в Instagram. Подписчики активно стали откликаться на приглашение. КазНАИ имени Жургенева даже выделил специальный автобус, который все три дня возил участников из Алматы в Каскелен и обратно. Такая активность — главный показатель востребованности темы медиаграмотности и качества программы занятий.

Участники Media Literacy Week

— В искусстве тоже встречается медиаНЕграмотность. Точнее, журналисты, освещая тему искусства и культуры, часто распространяют слухи, ложную информацию. Пишут, добавив что-то от себя. Пишут так, как хочется им. Поэтому медиаграмотность нужна не только людям, которые потребляют материал, но и самим журналистам, — считает студентка второго курса КазНАИ имени Жургенева, участница Media Literacy Week Асем Салибаева.

Программа мероприятия, кстати, действительно отличается от привычных занятий по медиаграмотности. Помимо базовых семинаров про фейки, манипуляции и пропаганду, организаторы Media Literacy Week уделили особое внимание особенностям фактчека: рассказали о том, как неправильная визуализация может исказить картину; объяснили, как создавать корректные графики, таблицы и диаграммы; а также показали на практическом воркшопе, где брать достоверные открытые данные и как с ними работать.

Воркшоп по достоверным источникам открытых данных

Несколько интересных тезисов из выступлений спикеров на Media Literacy Week:

  • Головой мозг человека воспринимает около 70 % информации из визуального контента. Создатели фейков это хорошо знают и активно этим пользуются. Поэтому вижуалы, которые вызывают у вас подозрение, нужно проверять дважды.
  • Foto Forensics, Google Image Search, Tineye, WalframAlpha, Google Street View — это самые популярные и эффективные сервисы по проверке визуального контента. Но всё равно не забывайте следить за трендами — новые инструменты фактчекера появляются регулярно.
  • Если вы хотите проверить на достоверность видео, просто сделайте скриншот и изучите его, как картинку. С большой вероятностью фактчек картинки выведет вас на первоначальное видео, и вам удастся избежать более сложной процедуры проверки видео.
Участники Media Literacy Week

Магистрант факультета журналистики университета «Туран» Дастан Аккожа — самый вовлечённый участник Media Literacy Week; он активно вступал в дискуссии, делился своими историями и задавал вопросы экспертам.

— Меня привлекли именно спикеры и предложенные темы. Назвать себя полностью медиаграмотным человеком я не могу, потому что не знаю многие фишки, навыки, стандарты. Мне бы хотелось приобрести все эти знания. Последнее время я занимаюсь в основном общественной деятельностью, координирую волонтёров на социальных проектах, и мне бы хотелось посмотреть с новой стороны на свою специальность. Я не хочу заниматься только журналистикой или только общественной деятельностью, хочется как-то это совмещать. Медиаграмотность — то, что даёт мне такую возможность, — рассказывает Дастан.

Теперь он обдумывает возможность проводить обучающие занятия по медиаграмотности, и это замечательно! Это значит, что людей со здоровым подходом к потреблению информации будет становиться только больше.

Media Literacy Week прошла на средства гранта Internews в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).