У руководителей медиакомпаний в Казахстане чаще всего нет специализированных знаний в области менеджмента. Нередко это журналисты, редакторы и продюсеры, но им приходится вырабатывать бизнес-стратегии и формировать бюджет, нанимать сотрудников и искать клиентов. Стандартные программы бизнес-администрирования занимают от двух до четырёх лет и стоят довольно дорого. «МедиаФабрика» предложила казахстанским медиаменеджерам другой путь — пройти обучение в Media Management Academy в Алматы и получить концентрат самых ценных знаний из MBA-программы за три дня.
«Курс очень похож на то, чему учат в MBA: финансы, маркетинг, продажи, стратегическое планирование. Просто у нас не было времени растягивать всё это на месяцы, годы, поэтому мы упаковали эти знания в интенсив. Подобрали спикеров и сделали программу так, чтобы у людей, которые учатся, остались в голове самые нужные знания», — рассказывает Виктор Елисеев, основатель Select Communication Group и «МедиаФабрики».
Для участия в курсе отобрали 20 медиаменеджеров: 10 из Алматы и 10 из регионов Казахстана. Учились определять свою аудиторию и привлекать партнёров с Галиной Тартышной (Encourage Company), создавать новые продукты с Александром Евсюковым (Omega Systems) и продавать свой продукт с Александром Савельевым, экспертом активных продаж. Рассмотрели особенности ведения медиабизнеса с точки зрения финансов с Еленой Певневой и правильную постановку KPI и мотивацию сотрудников с бизнес-тренером Ларисой Чистоедовой.
Главный редактор портала Semey Ainasy Лейла Уразбаева очень переживала, что не пройдёт отбор на Media Management Academy из-за возраста — ей 70 лет. Когда пришло подтверждение, менеджер обрадовалась, сейчас перед порталом стоит задача выйти на полное самофинансирование. «Наше информационное агентство было создано по гранту фонда Сорос-Казахстан по тематике «Твой бюджет». Когда грант закончился, мы решили оставить сайт, сделать его новостным порталом, но оказалось, что мы не умеем зарабатывать, и содержать штат оказалось не на что. Мы поддерживали работу только на энтузиазме, — поделилась Лейла Уразбаева. — Как и любой другой человек, я планирую семейный бюджет, и всё получается, но планировать финансы, чтобы содержать коллектив, — отдельная тема. И азы финменеджмента были для меня особо полезны».
Наталья Романенко вот уже несколько месяцев возглавляет портал «Открытая Азия онлайн». Это проект Internews в феврале был передан под управление компании NBR Media. Для журналиста это первый опыт работы на такой серьезной позиции.
«Когда я пришла на занятия, то увидела, какие конкретно вещи мы делаем неправильно. Теперь мы их доработаем. Например, то, как мы определили свою целевую аудиторию: мы поняли, что она у нас очень широкая. Сложно, когда не много опыта, сформулировать конкретный вопрос. У меня появились конкретные мысли, я увидела пробелы, которые мы будем исправлять».
Ольга Побойнева занимается координацией проектов в городском портале InAlmaty.kz. «Мне приходится быть включённой в разные процессы, протекающие в компании: и HR, и найм сотрудников, и продажи, и партнёры, с деньгами и без денег. Знания лишними не бывают — это всё то, что поможет мне более эффективно делать свою работу, — рассказывает Ольга Побойнева. — Отдельно хочется выделить общение между участниками. Когда мы понимаем, что мы не одни с этими проблемами, что это не какие-то уникальные случаи, которые творятся почему-то в нашей редакции и именно наш менеджмент страдает, а что в соседних городах такие же редакции делают то же самое и наступают на те же грабли».
После Media Management Academy участники продолжат общение в чате, будут помогать и поддерживать друг друга.
Образовательный проект проводился на средства гранта Internews в Казахстане в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).