Вы когда-нибудь бросали бумажку мимо урны? Представьте, что в этот момент рядом с вами возникнут два человечка, которые за пару минут расскажут вам, как всего один фантик может повлиять на экологическое состояние города, страны или даже всего мира. Скорее всего, вы надолго запомните такую встречу, как и то, что мусор нельзя выбрасывать на улицу.
Таких полезных человечков создала команда экологического портала LivingAsia.online и назвала их смогликами. Этот проект стал одним из победителей конкурса грантов Internews в Казахстане на производство местного контента.
— «Смоглики» — это кампания по защите воздуха. Мы создаем видеоролики с мультипликационными персонажами, которых можно назвать символами движения «Антисмог». Все ролики образовательные. Мы рассказываем о том, что такое смог, как можно решить эту проблему, что можно сделать, чтобы снизить последствия, — рассказывает координатор проекта Дина Ни.
На грантовые средства команда «Ливня» планирует создать пять анимационных роликов, серию стикеров для Telegram и Facebook и GIF-анимации для Instagram.
Главные герои будущих роликов — смоглик Эйрик, смоглик Айка и мужчина по имени Проблемист. Впервые смоглики появились в казнете в марте 2019 года в виде героев комиксов. По легенде Эйрик и Айка жили в семье трубочистов, помогали прочищать трубы и тем самым делали воздух чище. Но этого оказалось недостаточно — воздух продолжал портиться. Тогда смоглики стали появляться в жизни вечно недовольного Дяденьки Проблемиста и рассказывать, как он может повлиять на состояние окружающей среды.
— Этот проект мы начинали в рамках конкурса от фонда Soros-Kazakhstan. Нашей задачей было показать, как экологические проблемы влияют на здоровье детей, — объясняет Дина. — Один из компонентов — загрязнение воздуха и здоровье детей. В рамках конкурса от Internews в Казахстане мы продолжаем рассказывать об экологических проблемах в формате анимации, расширяем проблематику и ищем пути решения проблемы.
Почему не смог?
— Изначально мы ориентировались на успех группы «Сохраним Кок-Жайляу». Мы сами состоим в этом движении. Многие по 10 лет, со времен начала кампании, и у нас есть опыт гражданской активности. Сейчас гражданское общество готово воспринимать информацию, готово действовать. Мы хотим, чтобы люди говорили и о проблеме смога тоже. Когда мы подавали заявку на участие в конкурсе от Internews, нас спросили: зачем говорить о том, что все и так знают? Все знают, но при этом ничего не меняется. На самом деле вклад каждого отдельного человека тоже имеет вес. «Смоглики» рассказывают именно об этом.
Мы также хотим рассказать о том, что на детей смог влияет в первую очередь. Они — те, кто будут жить в Казахстане. Они должны понимать с самого маленького возраста, почему эта проблема существует. Как можно изменить свои привычки. Сейчас с маленького возраста в менталитете укореняется, что иметь три-четыре машины на семью — это нормально. В своих роликах мы показываем, что есть и другие варианты. Почему общественный транспорт не так плох, как кажется? Как ещё можно передвигаться по городу? Чаще всего люди начинают задумываться об экологических проблемах с появлением своих детей. Именно тогда меняется мышление, привычки, начинают внимательнее относиться к здоровью. Поэтому у нас фокус больше на детей. Сам смоглик — это такой персонаж, который может стать символом общественного движения «АнтиСмог».
Что будет дальше?
Мы уже проводили онлайн- и офлайн-рекламные кампании «Смогликов». Недавно у нас был тренинг, посвящённый проведению медиакампаний. Там у нас был мальчик в образе смоглика. Он раздавал стикеры. Образ получился довольно узнаваемый.
Этот проект важен для нас. LivingAsia.online занимается именно освещением вопросов охраны окружающей среды. Мы рассказываем об экологических проблемах простым языком, чтобы информация была доступна каждому. В случае со «Смогликами» мы хотели охватить именно ту аудиторию, которую обычно не охватываем, — детей. Дальше мы планируем проводить образовательные мероприятия, выступать на классных часах в школах. Думаем о чём-то подобном. Мы хотим внедрять экологическое образование, проводить так называемый эколикбез.
Анимационные приключения смогликов можно будет увидеть уже совсем скоро: команда планирует завершить работу по проекту до 1 сентября. Готовые видеоролики можно будет увидеть на сайте LivingAsia.online, а также на страничках проекта в социальных сетях.
Продакшн-гранты выделяются в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).