Из-за своей доверчивости пенсионеры активнее всех реагируют на призывы сделать срочный репост и спешат поделиться эмоциональными историями. Они не знают, что это один из способов манипуляции, который часто используют распространители фейковых новостей.
Казахстанская коммуникативная ассоциация провела бесплатный тренинг по медиаграмотности для алматинских бабушек. На занятиях их научили определять признаки манипуляций и пропаганды, отличать фейковые новости от правдивых, и даже больше: чтобы лучше понять, как работает медиаграмотность, бабушки попробовали сами стать авторами манипулятивных текстов!
«Медиаграмотность не знает возраста. Всё наше общество, независимо от возрастных отличий, должно быть медиаобразованным. Это очень важно. Если мы возьмем общественный срез, то две наиболее уязвимые аудитории — это дети и люди старшего возраста. Они уже на пенсии, у многих ограничен круг общения, но при этом они активны, интересуются жизнью. В силу того, что они уже не работают, многие ушли из коллектива, дети часто заняты своими делами, — их круг общения сужается. Основными источниками получения информации становятся телевидение, интернет, газеты, мессенджеры. Фейковую или недостоверную информацию они принимают за правдивую и обманываются. Становятся очень часто жертвами манипулирования», — рассказывает тренер и автор тренинга Багиля Ахатова.
В аудитории — шесть совершенно разных пожилых женщин, которые решили потратить целый день на то, чтобы уверенно чувствовать себя в интернете. Халима Ермагамбетова уже шесть лет как вышла на заслуженный отдых. До этого она 33 года проработала фармацевтом. Медицинские статьи и новости до сих пор привлекают её внимание, особенно с учётом того, что постоянно всплывает реклама всевозможных чудодейственных средств и препаратов.
«Раньше не было подхода, что нужно проверить информацию. Недавно прочитала публикацию одного медика, который рассказывал о правильном питании. Одна известная компания для своей рекламы миллионы людей задействовала, а этот врач рассказал, что это всё неправильно. Когда я увидела, на кого он ссылается, мнение каких специалистов приводит, я поняла, что к его мнению можно прислушаться».
Занятия по медиаграмотности для пенсионеров — это не только возможность для бабушек и дедушек узнать что-то новое, но и отличный способ пообщаться. После тренинга все участники собрались в одном чате WhatsApp. Здесь они смогут вместе обсуждать, достоверная ли это новость, и не пытаются ли авторы ими манипулировать.
«Мы работаем в том числе и на поддержание тонуса. Провели карусель общения с участниками, потом знакомство. То есть были упражнения не только на медиаграмотность, но и на тимбилдинг. Было необходимо, чтобы все раскрылись», — поделилась особенностями тренинга для пенсионеров Багиля Ахатова.
Участники тренинга узнали конкретные алгоритмы определения правдивости новостей. Вот некоторые из правил:
- Проверяйте достоверность ссылок на источник.
- Посмотрите, публиковали ли эту новость на других ресурсах.
- Узнайте, кто стал первоисточником информации.
- Обратите внимание на автора материала.
- Определите, насколько этому ресурсу можно доверять.
- Посмотрите, соблюдается ли в материале баланс мнений, насколько полно ресурс передает факты и информацию.
Участницы тренинга получили именные сертификаты, подтверждающие, что фейки для них больше не угроза.
Следующий тренинг по медиаграмотности для пенсионеров пройдёт 28 июня на казахском языке. Подробности здесь.
Тренинги по медиаграмотности проводятся в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).