Что такое дата-журналистика, где искать открытые данные, с помощью каких инструментов обрабатывать, как создавать и продвигать качественные дата-медиапроекты? Ответы на эти вопросы искали на первой центральноазиатской лаборатории данных Innovation {and Motivation} Data Lab, которую провели 23-25 мая 2019 года в Нур-Султане.
Марат Бигалиев, руководитель Представительства Internews Network в Центральной Азии, открыл Лабораторию:
«Спасибо вам за интерес и участие в Innovation {and Motivation} Data Lab. Тема следующих трёх дней связана с открытыми данными, тема эта очень важна. Открытые данные приобретают всё большее значение для развития стран в целом. Хочу пожелать всем удачи».
Участников приветствовал Теодор Линг, заместитель посла США в Республике Казахстан:
«Мы собрались, чтобы обсудить открытые данные и доступ к информации как актуальную тему для медиа в Казахстане сегодня. Работа с открытыми данными требует навыков для того, чтобы преобразовать их в полезный, важный контент».
Бекзат Рахимов, директор Департамента государственной политики в области СМИ Министерства информации и коммуникаций РК:
«Дата-журналистика, на мой взгляд, может помочь медиа выйти на новый виток развития. И обучение в данном направлении очень важно. Большой пласт официальной информации в Казахстане находится в открытом доступе и регулярно обновляется. Мы заинтересованы в том, чтобы эта информация была востребована».
Господин Рахимов представил казахстанские онлайн-ресурсы, которые предоставляют открытые данные. Это, например, портал «Открытые данные» (data. egov. kz) — один из компонентов Открытого правительства, создан с целью обеспечения заинтересованных граждан полным доступом к различным наборам данных, исходящим от государственных органов Республики Казахстан.
«Мы сейчас видим свою основную задачу в повышении качества контента наших ресурсов», — отметил Рахимов. Три дня 12 команд из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана работали над реальными дата-проектами. Им помогали менторы — международные эксперты.
Во время второго дня лаборатории прошёл ряд открытых сессий, в которых могли принять участие не только команды, но и все желающие — студенты, журналисты, дата-специалисты, сотрудники НКО. Мы говорили о поиске тем, аудитории, продвижении дата-проектов.
Олег Хоменок, ментор лаборатории, медиатренер, эксперт Internews Network, Global Investigative Journalists Network (GIJN), International Fact-Checking Network:
«История с журналистикой данных всегда начинается с какого-то информационного повода. В журналистике всегда есть гипотеза, которую мы доказываем. И сегодня мы живём в эпоху, когда есть возможность обрабатывать большие массивы данных и подтверждать или опровергать гипотезы».
Денис Бигус (Украина), журналист-расследователь. Создатель проекта «Канцелярская сотня» и ресурса ГарнаХата — каталога владельцев самого дорогого жилья в Украине:
«Для того чтобы начать создавать дата-проект, вам нужно прежде всего найти «месторождение» данных. Вы должны знать, где их искать. А дальше всё упирается в процесс переработки — с данными нужно что-то делать. Очень важно понимать, что вы с информацией хотите сделать. Аудитории нет дела до «сырья». Людям нужен результат. И бывает так, что результат не будет вовсе содержать цифр».
Асхат Еркимбай (Казахстан), журналист, медиатренер, руководитель проекта по исследованию новых медиатехнологий при фонде поддержки журналистов «Мiнбер»: «Первое, что мы делаем с нашими студентами, — ищем проекты, которые уже были созданы на выбранную нами тему. Мой совет — соберите как можно больше информации и посмотрите, доступны ли использованные данные для вашей страны».
Лучшие медиапроекты по результатам лаборатории получили грантовое финансирование на реализацию от Internews в рамках Центральноазиатской программы МediaCAMP.
Проекты-победители:
Таджикистан:
- «Деньги мигрантов». Задача проекта — показать важность денежных переводов мигрантов из Таджикистана для экономики страны. Все данные будут представлены в лонгриде с интерактивными элементами — инфографика, тесты, видео.
- «Ах, какая женщина». Проект посвящён таджикским женщинам и гендерным вопросам в Таджикистане. Цель — реализация основных свобод и прав женщин в Республике Таджикистан. Проект будет представлен в виде интерактивного теста для вовлечения аудитории, инфографики, видеоисторий о жизни женщин в регионе.
Узбекистан:
- Project-311. Разработка инструмента, который направлен на предоставление открытых данных широкой общественности. Автоматический сбор информации из открытых источников с удобным интерфейсом, понятными функциями.
- «Цена (не)развода». Социальный проект посвящён процедуре развода в Узбекистане — в стране очень долгая и болезненная процедура развода. Цель проекта — изменение механизма бракоразводного процесса. Проект будет реализован в виде лонгрида с опросами, интерактивной картой.
Казахстан:
- «Почём тушёнка для народа?». На примере продажи банки тушёнки проект иллюстрирует потери государства при реализации резервов. Проект позволит увеличить поступления в государственный бюджет и устранить барьеры для участия представителей бизнеса в госзакупках.
- «Недра, деньги и хоккей». Как платежи недропользователей развивают регионы? Недропользователи Казахстана обязаны вкладывать средства в развитие регионов, однако данные о платежах практически не доступны гражданам. Проект позволит получить широкой общественности информацию — в виде карты, графиков, интерактивного голосования.
- «Индекс гражданского участия». Ежегодно в Казахстане принимается от 20 до 70 новых законов, при этом граждане страны не принимают активного участия в обсуждении и внедрении проектов. Авторы идеи предлагают анализ принятых законов и степень участия в этом процессе граждан Казахстана. Будут составлены индекс гражданского участия и формула индекса влияния.
Бекзат Рахимов, директор Департамента государственной политики в области СМИ МИОР РК: «Нам очень понравился формат DataLab, в следующем году мы планируем принимать более деятельное участие в Лаборатории, возможно, совместно с профильными министерствами работать над проектами в определённых направлениях».
Лаборатория прошла в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), а также при участии Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.