Волонтёры будут обучать молодежь Казахстана медиаграмотности

0
814

Internews подготовил волонтёров, которые проведут в городах Казахстана тренинги по медиаграмотности для молодежи. 

«Нарисуйте собачку», — просит тренер. На бумагах одних участников появляются симпатичные песьи мордочки, у других всемирно известный символ электронного письма — @. Это самый простой тест, который показывает, как по-разному мы воспринимаем информацию. От простых заданий к сложным. Как отличить информацию от дезинформации, определить, фейковая это новость или подлинная, что такое язык вражды, и каковы этические нормы в социальных медиа?

Тренинг ведут Багиля Ахатова, директор Казахстанской коммуникативной ассоциации, которая объединяет ученых, преподавателей и практиков, работающих в сфере коммуникаций, и Асель Джанабаева, опытный журналист-расследователь, автор методики, по которой обучались волонтёры. Тренеры на личных примерах показывают, как, используя открытые данные, можно найти ответы на вопросы, где зарегистрирован информационный ресурс, кто владеет медиа и так далее.

Тренинг для тренеров — по сути начало большого образовательного проекта по медиаграмотности. Он стал возможным благодаря сотрудничеству Генерального консульства США в Алматы, Американских уголков, агентства ЮСАИД и представительства международной организации Internews в Казахстане.

«Эта подготовка тренеров основана на постоянных усилиях правительства США по повышению медиаграмотности населения, чтобы стать разборчивыми потребителями информации в быстро развивающейся среде социальных сетей. Каждому из нас важно понимать современную медийную среду.

Людям нужны два навыка, чтобы быть активными гражданами, — это критическое мышление и самовыражение.

Медиаграмотность развивает оба этих навыка», — отмечает Генеральный консул США в Алматы Эрик Майер.

Участники тренинга — студенты и магистранты вузов, начинающие бизнесмены, гражданские активисты, журналисты.

Адель Абенова — будущий медик, во время студенческой практики она не раз сталкивалась с примерами, как много вреда может принести непроверенная информация. «Привела к нам мама ребенка с запущенной формой пневмонии. Оказалось, что лечила его дома, узнав всю информацию из интернета. Если бы сразу показала специалистам, можно было бы избежать диагноза. Люди верят очень многому, что написано в интернете, по поводу лекарств, тому, что лучше, дешевле и эффективнее. Даже если это не так. Я хочу научиться объяснять людям, что не всему можно верить».

Непривычно, но один из участников тренинга — полицейский. Баглан Айдаров — старший инструктор Департамента уголовно-исполнительной системы города Шымкента. Он учился по программе «Болашак» в Великобритании и отмечает, что там люди умеют проверять информацию, сравнивая новости на разных платформах. «В Казахстане выбирают любимую газету и читают только её, и верят тоже только ей. Обучая людей медиаграмотности и совершенствуя свои навыки, я смогу принести такой важный европейский стандарт в Казахстан».

Начинающая предпринимательница из Петропавловска Зарина Канафина учит детей и взрослых английскому языку. «Не зная законов медиаграмотности, можно принимать неправильные решения, причем в любой сфере. Я хочу внедрить методики проверки информации в свою работу».

Каждый из участников тренинга проведёт не менее трёх мастер-классов в американских уголках в регионах Казахстана. Американские уголки, работающие на базе казахстанских библиотек, открыты для широкой публики и полностью бесплатны. Планируется, что мастер-классы по медиаграмотности пройдут в Алматы, Астане, Павлодаре, Актобе, Усть-Каменогорске, Атырау, Шымкенте, Костанае, Уральске, Караганде и Петропавловске.

Тренинг для тренеров-волонтёров организован Представительством INTERNEWS в Казахстане при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), American Spaces Kazakhstan и Генерального консульства США в Алматы.