Internews вдохновляет руководителей медиа на получение новых знаний в области бизнеса.
Менеджер по управлению проектами крупного бизнес-холдинга, консультант по маркетингу, в чьём портфеле — работа с мировыми брендами, HR-директор самой прибыльной в Казахстане сети супермаркетов, — кажется, что эти успешные и широко известные в Центральной Азии специалисты могли собраться вместе только на каком-либо престижном бизнес-форуме. Но сегодня они в необычном для себя качестве, они — преподаватели очной школы медиабизнеса Internews.
Анализ компетенций руководителей медиа в Центральной Азии показывает, что чаще всего управляют редакциями люди, которые когда-то работали журналистами или техническими специалистами. Это позволяет им создавать хороший контент, но, к сожалению, не помогает строить бизнес. В медиа в Центральной Азии мало менеджеров, которые действительно имеют знания в области бизнеса, такие, например, как дает MBA — магистратура в области управления, где обучение построено на разборе реальных бизнес-ситуаций. Очную школу медиабизнеса Internews так и назвали: #mediaMBA, а преподавателями стали специалисты-практики.
«Нашу школу можно назвать введением в MBA,
— рассказывает Ержан Сулейменов, руководитель Internews в Казахстане. — Мы хотели, чтобы менеджеры смогли посмотреть на свой бизнес, используя методики крупных бизнес-компаний, оценили, какие у них есть проблемы, и использовали те стратегии, те тренды, которые сейчас помогают развиваться бизнесу в самых разных нишах».
34-летняя Екатерина Фишер возглавляет телеканал «Оркен-медиа». Это единственное медиа на 75-тысячную аудиторию города Балхаша в центре Казахстана. Телеканал ежедневно выпускает местные новости на казахском и русском языках, делает опять же единственный в городе информационный сайт. Но в небольших городах рекламный рынок не развит, и медиа, которое, по сути, монополист в городе, очень сложно обеспечивать свою окупаемость.
«У нас была возможность посмотреть на профессионалов, которые работают в большом бизнесе, с крупными клиентами. Мы к ним с нашими знаниями, опытом иногда даже не знаем, как подступиться.
Главный плюс Школы — это вдохновение.
Мы в ежедневной оперативной работе не уделяем внимание стратегическому развитию бизнеса. Это иногда сложно сделать, но я сделала для себя выводы, насколько это важно», — говорит Екатерина.
На медиабизнес в Казахстане напрямую влияет парадоксальная ситуация на рынке. Сейчас поступления от всех рекламодателей страны меньше, чем деньги, которые выделяются как государственный заказ. Медиа, получающие государственные деньги, по сути не сильно нуждающиеся в развитии рекламных продуктов, находятся в привилегированном положении. Конкурировать с ними можно только с помощью действующих бизнес-инструментов.
— Мы должны очень хорошо понимать свою аудиторию и её платежеспособность.
И объективно оценивать ситуацию на рынке, чтобы понимать, сколько действительно мы можем заработать. А если этих средств недостаточно, значит, необходимо искать новые пути привлечения клиентов: может быть, мы можем получить часть средств наших конкурентов, если предложим рекламодателю ту аудиторию, которая нужна ему», — отмечает эксперт по медиа-маркетингу Андрей Доронин.
Использование методики SWOT-анализа для оценки бизнеса, разработка новых коммерческих предложений для решения проблем рекламодателя, а не ради творчества, изменение внутренних процессов работы и мотивации сотрудников в редакциях — и это лишь некоторые изменения, которые намерены ввести в своих медиа участники тренинга Internews. Очная школа действительно вдохновила их на получение новых знаний в области медиа-бизнеса.
Очная школа медиабизнеса проводилась в рамках региональной программы в Центральной Азии — «Проект поддержки доступа к информации» в Казахстане и Таджикистане при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).