СобытияМедиаграмотность: тренинг для тех, кто объяснит другим

Медиаграмотность: тренинг для тех, кто объяснит другим

Internews подготовил более 30 медиаспециалистов, которые научат людей в Центральной Азии защищаться от недостоверной информации.

Представьте, что в популярном аккаунте в Instagram появилось видеообращение известного блогера с призывом покупать мясо кенгуру. Оно и очень полезное, и все ваши любимые звезды Instagram уже выбрали его. А из публикаций другого медиа вы узнаете, что, оказывается, это мясо – уникальный казахстанский продукт, кенгуру выращивают под Карагандой, и это новое направление туризма в Казахстане, потому что это халяль. И вот уже в ток-шоу на телевидении обсуждают гастрономическую новинку, и её советует любимая газета пенсионеров. Мистификация, но после такой массированной атаки аудитория уже уверена, что это правда.

медиаграмотность

Эта ситуация, по сути, доведенная до абсурда, на самом деле хорошо показывает, как, манипулируя сознанием общества, можно убедить его в чём угодно. И это только одна из игр тренинга для тренеров по медиаграмотности, который провел Internews в Алматы.

Медиаграмотность – совокупность навыков, позволяющих людям анализировать то, что они смотрят, видят, читают, задавать вопросы, сомневаться, различать фейки, пропаганду, манипуляции.

Для известного в регионе Центральной Азии медиаспециалиста Гульнар Асанбаевой это первое событие в качестве сотрудника Internews Network в Казахстане. Гульнар долгие годы преподавала журналистику в вузах Казахстана, она присоединилась к команде Internews и будет развивать направление медиаграмотности.

«Ключевым словом тренинга был креатив.

Творчество в методах обучения, шикарная импровизация при выполнении заданий! Мы уверены, что прекрасные идеи и планы, рожденные здесь, изменят ситуацию некритического потребления медиа, научат нас анализировать информацию и думать перед тем, как распространять её», – говорит Гульнар.

В аудитории сегодня – медиаспециалисты с большим опытом работы: журналисты, редакторы, преподаватели, медиаменеджеры, и рядом с ними учителя и библиотекари. 20 человек были отобраны почти из 50 претендентов. Интенсивное изучение методов проверки и верификации данных, успешного опыта борьбы с фейками дополняется играми от профессора, соучредителя Академія Української Преси Татьяны Ивановой. Тренерам, подготовленным Internews, предстоит ликвидировать медийную безграмотность в самых разных аудиториях: от сельских школьников до пенсионеров и активных пользовательниц родительских чатов, которые иногда и не вчитываются в информацию, которую распространяют. Учиться медиаграмотности лучше в играх.

Динара Жаналина

«Наверное, нет ни одного человека, который бы за последние годы не обманулся. Не переслал своим друзьям и знакомым какую-нибудь «ужасную» новость о маньяке на улице или болезни, которую скрывают. Люди не всегда понимают, что опубликовали журналисты, а что родилось в агентстве WhatsApp, но не хотят быть обманутыми. И мы видим большой интерес аудитории к тренингам по медиаграмотности, но прежде чем преподавать, нужно научиться самим. Такую возможность дал нам Internews», – отмечает Динара Жаналина, тренер из Актобе.

Итогами тренинга стали свои учебные программы, по которым уже в этом году в Казахстане и Таджикистане проведут десятки тренингов.

Проект реализуется в рамках региональной программы в Центральной Азии – «Проект поддержки доступа к информации» в Казахстане и Таджикистане при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Ольга Каплина
Ольга Каплина
редактор сайта Internews.kz

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи