Жюри «Малого формата 2023» в Казахстане рассмотрело заявки и выбрало победителей конкурса грантов на создание материалов и построение сообществ вокруг своих медиа.
Internews опробовал синергию проектов по производству контента и вовлечению аудитории в 2022 году. Результаты получились отличными. Так, например, команде «Петропавловск.news» в рамках такого проекта удалось построить вокруг своего издания активное сообщество по интересу к теме сельского хозяйства и фермерства. А команда Peremena.media, специализированного издания об образовании и воспитании в Казахстане, запустила уникальный проект Toile. Эта информационная кампания о качестве школьных туалетов сразу привлекла внимание и властей, и коллег-журналистов, и общества. Теперь и аудитория активно участвует в проекте, генерируя контент.
Поэтому было решено продолжить эту практику. Для поддержки проектов в 2023-м Internews вновь объявил общий конкурс «Малый формат»: то есть, помимо гранта на производство классического контента, партнёры могли рассчитывать на поддержку мероприятий и инструментов по вовлечению аудитории. Идеи принимались с 26 октября по 20 ноября.
За это время на «Малый формат 2023» в Казахстане поступило 163 заявки, из которых 70 — на казахском языке (53 контент-проектов, 17 — с элементами вовлечения) и 93 — на русском (49 контент-проектов, 44 — по вовлечению).
Технические отборы казахоязычных и русскоязычных проектов проводились отдельно. По их результатам к онлайн-питчингу (презентации проектов) были приглашены 15 казахоязычных заявителей и 15 русскоязычных. Питчинги также проводились отдельно: 7 декабря — на казахском, 8 декабря — на русском языке. У каждого автора было 15 минут на представление идеи и ответы на вопросы от экспертов. Питчинги длились около пяти часов. В те же дни состоялись итоговые заседания обеих грантовых комиссий. Выбор победителей после питчинга занимает обычно около двух часов через жаркие споры и обсуждения.
Прежде чем объявить имена победителей «Малого формата 2023», стоит отметить, что среди казахстанских медиа и авторов сохраняется интерес (уже пятый год подряд) к проектам в YouTube. Но если раньше заявители хотели создавать для этой площадки в основном интервью, то сейчас предлагают большое разнообразие видеоформатов — от коротких роликов-пруфов до многосерийных документальных историй. Но не отказываются казахстанские издания и от «классики» — по-прежнему хотят создавать текстовые материалы, в том числе и для долго чтения, лонгриды. Всё более конкурентоспособный продукт предлагают и создают непрофессиональные контент-мейкеры.
Также сильная сторона казахстанских авторов — умение находить интересные, неочевидные темы для материалов и ярких героев. Сотрудники Internews отмечают также, что с каждым годом заявители презентуют свои идеи всё увереннее и профессиональнее составляют бюджеты.
«Мы убеждены, что конкурс помогает коллегам развивать навыки медиаменеджмента, — комментируют эксперты Internews по производству контента. — Если в первые годы многим было сложно планировать бюджет, производственный цикл и дедлайны, то сейчас заявки становятся всё сильнее. Мы так радуемся, что коллеги совершенствуются. Но и нам непросто, честно говоря. В этот раз среди прошедших на питчинг были почти все крутые команды с крепкими идеями. Жюри было непросто. А нам так вообще хотелось выдать гранты всем».
Победителями «Малого формата 2023» стали 13 проектов.
Семь проектов на русском языке (два из них — с элементами вовлечения аудитории):
- Асхат Ниязов, цикл видеорассказов о людях и акимах для YouTube-канала «Обожаю!».
- Ольга Малышева, серия материалов о молодых специалистах, развивающих театры в регионах Казахстана, в рамках проекта «Оля ведёт в театр».
- Издание «Мой город», проект «За чертой» с материалами о том, как и почему люди близ Уральска вынуждены жить на дачах и в садовых товариществах.
- Газета «Диапазон», цикл публикаций о пожилых и для пожилых, который покажет, что пенсия — это не только про дожитие.
- Евгения Бодрова и Максим Рожин, YouTube-проект AntiFake, который рассказывает о дезинформации, пропаганде и учит этому противостоять.
- Издание Veters.kz, проект для родителей и детей с целью вовлечь аудиторию и создать вокруг редакции сообщество посредством birdwatching.
- Дворовой YouTube-канал «Микры», уникальный проект, который ведут соседи, жители нескольких домов одного двора, чтобы улучшить жизнь в своём микромире. Планируется и создание контента, и вовлечение аудитории.
Шесть проектов на казахском языке (три из них — с вовлечением аудитории)
- Диляра Иса, четыре лонгрида о проблеме домашнего насилия.
- Айнель Амирхан запустит серию видеокастов на женские темы в рамках YouTube-проекта «Женщины-невидимки». Кроме этого, она организует несколько офлайн-встреч, чтобы повысить вовлечение аудитории.
- Асем Жапишева и её команда в рамках YouTube-проекта «Тіл кеспек жоқ» создадут проект «Жылнама» — пять видеообзоров исторических событий Казахстана. Проект будет охватывать анализ и мнения экспертов.
- Аскар Актилеу с командой в Tilshi.kz по проекту Isker Tilshi планирует проводить бизнес-завтраки с представителями малого и среднего бизнеса, на которых будут поднимать региональные проблемы и искать решения.
- Алибек Нуркеш, проект «Постскриптум», представляет собой серию коротких видеороликов и текстовых мнений о ежедневных и внутриполитических событиях.
- Есенгул Кап из информационного агентства Minber.kz планирует организовать онлайн-встречи с представителями власти, отвечающими за решение проблем людей с инвалидностью.
Команда Internews поздравляет победителей, благодарит всех, кто участвовал, кто доверил свои идеи, а всех, кто не прошёл отбор, просит не бросать свои задумки, а искать способы их воплощения.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).