9 июня в Алматы стартовала первая Международная конференция по медиаграмотности. Двухдневное офлайн-мероприятие собрало 60 экспертов по медиаграмотности из Центральной Азии и других стран для продвижения медийной и информационной грамотности в регионе.
В странах Центральной Азии — Казахстане, Таджикистане и Узбекистане — реализуется множество инновационных проектов, направленных на поддержку распространения медиа- и информационной грамотности: настольные и мобильные игры, театральные постановки, комиксы и так далее. Однако подавляющее большинство этих инициатив осуществляется неправительственными и общественными организациями. Страны региона могут получить выгоду от национальных стратегий по развитию медиаграмотности, включающих все заинтересованные стороны. Цель конференции — разработать концептуальную основу и рекомендации по разработке таких стратегий на основе местного и международного опытов.
Приветственное слово на конференции сказал глава представительства Internews в Центральной Азии и руководитель Центральноазиатской программы MediaCAMP Марат Бигалиев. Он анонсировал, что в конференции примут участие представители государственных учреждений и министерств региона, связанных с образованием.
— C каждым годом мы всё больше убеждаемся, что навыки медиаграмотности жизненно необходимы в эпоху информации, в которой мы живём. Нам предстоит ещё очень много работы. Мы будем двигаться вперёд быстрее, если гражданское общество, НПО и правительство будут поддерживать деятельность друг друга. Мы надеемся, что Международная конференция по медиаграмотности MediaCAMP заложит основу для будущего сотрудничества. Наше мероприятие сегодня необычное. Это платформа, которую мы запланировали с тем, чтобы собрать экспертов и поговорить о состоянии дел по развитию медийной и информационной грамотности в наших странах, поделиться успехами, отметить вызовы и перспективы, — сказал Марат Бигалиев.
— Медиаграмотность — это не идеология и не политика. Это способность расшифровывать сообщения и критически осмысливать информацию. Критическое мышление — это один из ключевых жизненных навыков, которыми должны овладеть все граждане — и юные, и зрелые — как активные участники демократического общества. Это способствует укреплению стабильности и помогает предотвратить социальную поляризацию. Это также помогает проложить путь для граждан к взаимодействию с правительством, в частности — требовать прозрачности и подотчётности, — сказал директор региональной миссии USAID в Центральной Азии Лоуренс Харди II.
— Чтобы подчеркнуть важность медиаграмотности в наше время, я, наверное, начну с анекдотичной ситуации. Периодически я рассказываю своей маленькой дочери истории про свою маму, свою бабушку. И вот однажды, услышав от меня, что когда моя бабушка была маленькой, не было электричества, она спросила: «И что, они даже планшет свой не могли заряжать?» Современные дети не представляют мира, в котором этих гаджетов и всех высокотехнологичных предметов, через которые мы сегодня получаем большие потоки информации, раньше не было. Того потока информации, с которым сегодня сталкиваются дети, не было в нашем детстве. Медиаграмотность сегодня — это не просто какое-то модное слово, для меня это равно обычной общей грамотности населения. Люди должны быть образованными — этот факт не вызывает сомнения. А когда-то умение читать и писать было привилегией высшего класса. Чем образованнее общество, тем лучше, — сказала страновой директор Internews в Таджикистане Рухшона Нажмидинова.
Участники конференции также обсудят тенденции в продвижении медиаграмотности, такие, как междисциплинарный подход, геймификация, мобильные технологии и привлечение перформативного искусства. Ещё одна важная тема конференции — устойчивость общества к дезинформации во время кризиса. Несколько сессий будет посвящено конкретным проблемам, с которыми сталкивается Центральная Азия в этом отношении, и путям их решения. Также здесь будет продемонстрирован передовой опыт из Центральной Азии и других стран с акцентом на творческие подходы. Так, в рамках мероприятия состоится премьера мюзикла о медиаграмотности молодого автора Аннаса Багдата из Казахстана, финалиста регионального MediaCAMP Эдьютона 2022 года.
Все, кто интересуется вопросами медиаграмотности, могут посетить открытые сессии, которые будут транслироваться на YouTube-канале Internews 9 и 10 июня 2022 года. Среди тем — национальная стратегия по продвижению медиаграмотности в Финляндии, новые стандарты обучения медиаграмотности и вызовы региона, связанные с дезинформацией. С расписанием открытых сессий можно ознакомиться по следующей ссылке. С записью первой сессии можно ознакомиться здесь.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).