В Казахстане подведены итоги «Большого формата 2021» — конкурса идей по производству контента. В этот раз жюри выбрало шесть разноформатных проектов, которые, на его взгляд, вызовут интерес у местной аудитории.
Заявки на «Большой формат 2021» принимались с 27 октября по 25 ноября 2021 года.
Всего на конкурс было подано 76 проектов (21 — на казахском языке, 55 — на русском). Каждый из них был по-своему интересен и оригинален. Радует, что в конкурсе участвует всё больше новых авторов, а идеи становится разнообразнее. Например, в этот раз для реализации впервые предложили интерактивный аудиоспектакль и анимационный разъясняющий проект. Но самыми популярными, судя по заявкам, по-прежнему остаются видеоформаты: интервью, короткие ролики, расширенные специальные репортажи, ток-шоу. Также сохраняется интерес к мультимедийным материалам (лонгридам). В этом году большинство медиа и журналистов было нацелено на социальные темы, которые, безусловно, нуждаются в освещении. Всё больше волнуют СМИ и экологические проблемы.
Команда Internews благодарит всех, кто решил поделиться своими задумками. Мы знаем, что идеи сокровенны, и очень ценим, что коллеги готовы нам их доверить.
Процесс отбора — как, впрочем, и всегда — был сложным. Отличных проектов всегда больше, чем мы можем поддержать.
Как выбирали победителей?
Сначала эксперты Internews провели технический отбор. На это ушла неделя: нужно было внимательно изучить каждую заявку и прилагающиеся бюджеты, сделать расчёты, пройти по ссылкам, которые участники конкурса указывали в портфолио.
Члены команды обсуждали идеи, спорили, каждый должен был обосновать своё мнение. Мы были вынуждены отклонить заявки, которые не соответствовали условиям и целям конкурса. К примеру, сразу были отклонены проекты, в которых предлагалось создать документальные фильмы, так как для этого Internews запустил специальный конкурс «Формат DOC». Также отклонялись проекты, бюджет которых превышал лимит, а планируемая продолжительность — установленные сроки. Уменьшаются шансы на победу и в том случае, если авторы недостаточно чётко представляют свою аудиторию или конечный продукт.
По результатам техотбора всего 19 идей (на казахском и русском) были переданы на рассмотрение жюри. В него вошли один сотрудник Internews и четверо независимых медиаэкспертов, обладающих хорошей репутацией и разбирающихся в производстве контента. Наши политики о конфиденциальности не позволяют раскрывать как содержание заявок, так и имена членов жюри — во избежание давления на них. Но мы можем сказать, что среди независимых медиаэкспертов были:
- редактор авторитетного казахстанского издания, специалист в сфере расследовательской журналистики и в бизнес-тематике;
- журналист с большим опытом работы в разных СМИ, в том числе международных (телевизионная и онлайн-журналистика);
- отличный специалист в сфере продвижения проектов и SMM;
- опытный медиатренер, преподаватель одного из университетов.
В течение недели жюри изучало заявки и выставляло предварительные оценки по следующим критериям:
- оригинальность и актуальность идеи,
- оправданность выбранного для реализации формата,
- понимание своей аудитории и знание инструментов её вовлечения,
- видение конечного продукта,
- способность команды реализовать проект,
- стратегия устойчивости,
- разумность бюджета.
8 декабря 2021 года состоялся онлайн-питчинг: защита проектов. У каждого из 19 авторов, вошедших в шорт-лист, было 15 минут для презентации идеи и ответов на вопросы экспертов. Питчинг длился пять часов, а потом ещё два часа шло итоговое заседание жюри. В процессе эксперты могли пересмотреть свои оценки или убедиться в том, что они верны. Затем баллы каждого члена жюри суммировались в общий (максимум, который можно было набрать, — 90, минимум — 30). В результате для поддержки были отобраны следующие проекты с самыми высокими оценками:
- Серия лонгридов, анализирующая госпрограммы в Казахстане. Автор — Кирилл Каргаполов. Контент будет размещён на The-village-kz.com.
- Серия специальных видеорепортажей под рабочим названием «Спасти аул». Автор — Лукпан Ахмедьяров. Спецрепы выйдут на YouTube-канале «Просто журналистика» с текстовыми публикациями на сайте Vlast.kz.
- Серия спецрепортажей о водных проблемах Казахстана. Автор — Мадина Ашилова. Площадки: телеканал «Туран-ТВ», сайт проекта, Tengri Mix или Tengri Travel.
- Серия видеорепортажей об отдалённых районах и сёлах страны. Автор — Айсұлтан Жақыпов. Контент будет размещён на YouTube-канале.
- «Сөздің шыны керек» — проект, анализирующий социально значимые и общественные события, которые происходят в Казахстане. Авторы — команда 31 канала. Проект выйдет в эфире ТК.
- Нарративный подкаст о людях, которые помогают бездомным животным. Автор — Айсулу Тойшибекова. Выпуски будут публиковаться на платформах для подкастов.
Если ваш проект не нашёл поддержку в этом сезоне, пожалуйста не отчаивайтесь: ищите варианты для его реализации. Например, участвуйте в других наших конкурсах:
- «Формат DOC» — это конкурс по поддержке производства доккино; он уже идёт, заявку можно подать здесь до 10 февраля;
- «Малый формат», который будет объявлен в начале феврале 2022 года (запуск этого конкурса планировался раньше, но сроки были перенесены).
Следите за объявлениями на наших сайтах и в соцсетях.
«Большой формат» мы проводим уже второй год. В 2020-м в этом конкурсе только в Казахстане мы поддержали восемь проектов на казахском и русском: практически все они были реализованы в срок и очень качественно. Мы гордимся нашими партнёрами и их достижениями в «Большом формате 2020», а это:
- цикл видеорасследований на экологические темы под названием «ЭкоЭхо» Вадима Борейко, площадка — YouTube-канал «Гиперборей»;
- новый проект «Как всё устроено в KZ», который ведёт Insta-медиа Джамили Маричевой protenge.kz;
- общественно-политическое ток-шоу на казахском языке «Неге?», выходившее на 31 канале;
- проект «Лист ожидания» от Оксаны Акуловой — это серия лонгридов о проблемах, достижениях и других аспектах трансплантологии в Казахстане;
- просветительский и информационный проект в социальных сетях от команды Til Kespek Jog. Автор — Асем Жапишева;
- серия докфильмов в жанре роуд-муви о маленьком человеке в отдалённых регионах страны, название проекта — «Я здесь». Создатели — команда Almaty Nomad;
- серия лонгридов о городской среде и о том, как она меняется благодаря активистам, вышедшая в региональном издании «Семей айнасы».
В ближайшее время будет завершён восьмой проект из этого пула: документальный фильм о сиротах и усыновлении в Казахстане от режиссёра Ербола Жумагула.
Зачем Internews поддерживает производство контента?
Мы хотим, чтобы медиа в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане создавали больше качественного контента — телепрограмм, спецрепортажей, документальных фильмов, лонгридов, подкастов, web-доков, мультимедийных историй, расследований, проектов в соцсетях. Мы хотим, чтобы медиа профессионально — на разных площадках и в разных форматах, используя современные инструменты и вовлекая аудиторию, — рассказывали о самых актуальных аспектах жизни в своих странах, о проблемах, достижениях и героях.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).