Зоя Фалькова — современная казахстанская художница. В 2017 году вместе с партнёром она создала приложение для создания аудиогидов по выставкам современного искусства AriApp. Опросы показывали, что достаточно создать приложение, чтобы все начали им пользоваться. Однако на практике оказалось, что новые форматы вызывают сопротивление и требуют внедрения. Создатели приложения уже готовы были свернуть проект, но дали ему последний шанс: подали заявку на медиаакселератор Internews. А после обучения получили грант и сайт Ariadna.media, который целиком и полностью посвящён искусству.
Об успехе и современном искусстве
— Мы развивали приложение с аудиогидами по выставкам, пришли на акселератор в поисках идей для его развития, а в итоге сделали медиа об искусстве — теперь у нас фактически две собственных платформы. Сейчас мы только начинаем публиковать материалы: на сайте Ariadna.media 10 публикаций, до конца февраля запланировано 36, — начинает свой рассказ Зоя Фалькова — выпускница КазГАСА по специальности архитектор-градостроитель, участница более 30 выставок современного искусства и арт-резиденций в СНГ, Европе и США.
Идея создать приложение появилась у Зои и её партнёра ещё в 2016 году — кстати, это тоже было на акселераторе, который был посвящён городским идеям. В акселераторе идею одобрили, но она не совсем подходила им по формату. Но Зоя и её партнёр — технический директор, разработчик, литературный переводчик Антон Платонов — верили в неё. И последующие два года искали и нашли возможности сделать приложение, которое даёт возможность художникам, кураторам и арт-критикам создавать собственные аудиогиды по выставкам.
— Если вы приедете в Алматы как туристка и спросите «Где здесь музей современного искусства?», вам ничего не ответят, в лучшем случае отправят в Музей искусств им. А. Кастеева. Поэтому мы решили создать единую платформу для репрезентации современного искусства, некий мостик между художником и зрителем, а также архив происходящего на художественной сцене, — объясняет Зоя.
Об аудиогиде и «нити Ариадны»
Аудиогиды в приложении AriApp больше похожи на подкасты. Это не те аудиогиды, которые встретишь в любом музее — где актёры начитывают текст, автор которого обычно даже не известен. А новый формат — когда сам художник рассказывает о своей работе, истории её появления, значении. Художник может быть косноязычен, у него могут быть проблемы с дикцией, но он говорит сам, это информация из первых рук.
Материал доступен к просмотру на сайте, а также через приложения Ariapp для iOS и Android.
Предварительные исследования — опросы, анализ проблемы и существующих продуктов — показывали, что интерес к приложению должен был быть высок. Но на практике оказалось, что формат собственного аудиогида от художника или куратора в мобильном приложении воспринимается как нечто новое и требует внедрения, как и любая новая технология.
Команда пришла в акселератор с готовностью закрывать проект: были сложности с партнёрами, не было понимания, как его развивать, ребята достаточно сильно выгорели. Руки опускались, потому что проект для них был очень затратен и по времени, и по деньгам. Причём они вложились в свое обучение, а потом, пользуясь знакомствами, нашли партнёров, предоставивших технологию.
— Название приложения происходит от имени персонажа древнегреческого мифа Ариадны, которая дала Тесею клубок ниток, чтобы он мог выбраться из лабиринта. Нить Ариадны — это инструмент, помогающий ориентироваться в сложном запутанном пространстве. А пространство искусства — именно такое. Таким образом, мы создаём нить в лабиринте смыслов искусства, — делится Зоя Фалькова.
О Ariadna.media и обучении журналистов
Весной-летом 2020 года Фалькова и Платонов прошли онлайн-обучение у медиатренеров акселератора: прослушали лекции о том, как строятся бизнес-модели медиа, каким образом они развиваются, как медиа выстраиваются архитектурно, как они выращиваются, какие виды контента, под какую аудиторию. Они поняли, в чём их проблема: формат аудиогида, несмотря на кажущуюся традиционность, слишком новый, зрителей нужно привести к такому формату. Поэтому было решено создать целое медиа, выстроенное вокруг формата аудиогида, но включающее в себя и другие, более привычные форматы.
В начале осени 2020 года они получили грант и под руководством ментора начали создавать медиа. Привлекли двух редакторов. В итоге сайт ariadna.media заработал в ноябре 2020 года. Сейчас на нём публикуются материалы в рубриках «Арт-чтиво», «Карточки», «Приобрести в коллекцию», «Слушать», «Перспектива». Аудиогид из приложения фактически реализован в рубрике «Слушать» — карточки работ художников с прикреплёнными к ним аудиофайлами интегрированы в тексты статей.
— Есть схема, как понимать искусство — LST: Look, See, Think (видеть, увидеть, думать). Look — первые две секунды мы видим образы и возникающие автоматически в голове смыслы. See — потом мы осознаём, что именно мы видели: замечаем нарративы, истории, связанные с этими визуальными образами. Think — мы расшифровываем увиденное. К сожалению, большинство журналистов никогда не идёт дальше буквы L, они описывают, что они видели, максимум цитируя пресс-релиз. У большинства нет навыка интерпретации художественных работ, рассуждения о концепциях выставок, написания эссе об искусстве и его внутренних смыслах. Поэтому в будущем мы надеемся найти возможности сделать образовательную программу для журналистов, чтобы дать основы: что такое искусство, как его понимать и как о нём писать, — рассказывает о планах художница-медиаменеджер.
Об аудитории и монетизации
Зоя отмечает: чтобы понимать искусство, нужно всё то же самое, чтобы изучать новый язык — нужно начать его учить, обладать некими навыками и набором информации, чтобы правильно его понять. Весь сайт Ariadna.media задуман в том числе и с этой целью — он выполняет не только медиативную, но и просветительскую функцию.
https://ariadna.media/2020/12/10/la-nave-va/
У создателей проекта есть понимание своей целевой аудитории, в 2016 году они проводили собственное исследование. Это аудитория преимущественно молодая и женская, эти люди посещают выставки примерно два раза в месяц, около 60 процентов из них говорят, что им недостаточно информации о том, что они видят в экспозициях. При этом большая часть этой аудитории готова платить при установке приложения или по модели freemium.
— Мы полагаем, что за 4,5 года наша потенциальная аудитория, интересующаяся искусством и готовая платить за информационные услуги по теме искусства, сильно выросла. Выросло поколение, интересующееся искусством, сегодня искусство — это модно. Похоже, что у многих современных 16-20-летних людей уже есть привычка платить за качественный контент, в отличие от большинства 35-летних, привыкших к пиратскому, — резюмирует Фалькова.