События«Преподавать медиаграмотность — моя судьба»: история Мейрамхан Жапек

«Преподавать медиаграмотность — моя судьба»: история Мейрамхан Жапек

Исследование, проведённое в 2019 Исследовательским институтом «Общественное мнение» по заказу Internews, показало, что лишь 17 % казахстанцев могут определить, является ли информация, найденная в интернете, правильной и заслуживающей доверия. Активно понятие «медиаграмотность», кажется, стали продвигать в Сети лишь последние несколько лет. И как-то принято считать, что фактчекингом и вообще медиаграмотностью занимается молодёжь — люди, которые уже родились в эпоху интернета, привыкли к огромному потоку информации, поэтому им проще отличать фейки от правды.

Мейрамхан Жапек — сотрудник пресс-службы Министерства культуры и спорта РК, один из лучших тренеров Internews по медиаграмотности и создатель казахоязычной версии игры «МедиаДжунгли». Окончив наш тренинг для тренеров, она начала обучать молодых людей основам грамотного поведения в информационном пространстве. Преподавание медиаграмотности Мейрамхан считает своей судьбой.

Мейрамхан Жапек окончила журфак КазНУ им. аль-Фараби в 1994 году и по распределению была направлена на кафедру журналистики в Карагандинский университет. Там и проработала до 2011 года, когда ТРК «Казахстан» открыл отдел интернет-проектов (с 2012 года — интернет-редакция). Мейрамхан стала его руководителем на следующие шесть лет.

— Я с детства мечтала стать журналистом, — рассказывает Мейрамхан. — С четвёртого класса писала в районную газету, областную, потом республиканскую. Поэтому, конечно, на журфак мне была прямая дорога, тем более тогда для поступления нужно было пройти творческий конкурс, то есть предоставить те самые публикации. После университета в Караганду я поехала, как на целину. Мы с моей коллегой с русского отделения Татьяной Голубцовой стояли у истоков кафедры журналистики КарГУ. Мне иногда кажется, что у меня в жизни такая миссия — всё время что-то создавать, а потом это поднимать. Таков мой вклад в общество!

Так, день за днём, месяц за месяцем вчерашняя выпускница журфака училась быть преподавателем. Преподавать Мейрамхан приходилось всё подряд — от казахской журналистики (а иногда и руководить дипломными работами и на русском отделении) до спортивной. А потом, в начале 2000-х, — и интернет-журналистику. И тоже надо было всему учиться самой, потом передавать знания студентам: а что делать, специалистов таких в Казахстане тогда ещё почти не было.

— Преподавание, получается, — тоже моя миссия, — смеётся Мейрамхан Жапек. — И мы с Татьяной Голубцовой всё время старались внести что-то новое и необычное в нашу работу. Например, в 2000 году проводили Международную конференцию по развитию журналистики. А в 2011 обстоятельства сложились так, что я должна была переехать в Алматы, потому что поступила в магистратуру. Переехала. И в тот же год начала руководить интернет-отделом на ТРК «Казахстан», позже нас перевели в Астану. А вскоре в столицу переехала вся моя семья. Мне всегда хотелось быть лучше всех в своей сфере. Поэтому, конечно, я сразу поняла, что и сайт наш должен быть лучше всех! Он таким и был — во всяком случае, среди казахоязычных. Это подтверждал и счётчик Zero, в 2012-14 годах его показателям вполне можно было доверять. Мы там были на первой строчке!

Работая на телеканале «Казахстан», Мейрамхан не забросила преподавание. Она обучала студентов Евразийского университета тому, как правильно организовать работу интернет-редакции. Причём сама же и ввела эту специальность.

— Я посчитала, что если мы будем учить детей только газетной журналистике, то далеко не уйдём. Нужно, как говорится, идти в ногу с временем. Я объясняла, какие ошибки допускают интернет-редакции, что лучше развивает контент и так далее.

Игра в MediaJungle в университете «Туран», 2019 г.

Ещё в начале 2000-х Мейрамхан поняла, что интернет скоро прочно обоснуется во всех сферах нашей жизни, в том числе в журналистике. Она была одним из первых преподавателей, которые обратили внимание студентов на блогеров и предсказывали, что рано или поздно они будут конкурировать с профессиональными репортёрами. Именно тогда Мейрамхан впервые задумалась, что, помимо обычной грамотности, очень важна и другая — например, цифровая. В которую входят да хотя бы элементарные навыки пользования разными программами, сервисами. А когда несколько лет назад в Сети начала появляться информация о медиаграмотности, Мейрамхан сразу этим заинтересовалась.

— Я обо всём этом думала, ещё когда возглавляла интернет-редакцию на «Казахстане». Например, люди пишут комментарии на сайте, в соцсетях. И видела, как часто они, не разбираясь в теме, бездумно очерняли человека. Им отвечаешь, пытаешься приводить факты, объяснять — нет, не слышат. Или же многодетные матери (Мейрамхан — тоже многодетная мать, прим. ред.) выходили на митинги, не зная, что большинство их вопросов можно решить, грамотно составив запрос в нужном месте. Это кропотливый труд. Но я не боялась решать острые проблемы. И доводить до конца начатые дела. Всё это привело меня к желанию стать преподавателем медиаграмотности. И вот в 2018 году я прошла тренинг для тренеров по медиаграмотности от Internews (ToT, первый такой тренинг на казахском зыке Internews организовал впервые ещё в 2015 году, прим. ред.)!

Там, на этом тренинге, у Мейрамхан Жапек и Татьяны Голубцовой родилась концепция игры Media Jungle — «МедиаДжунгли».

— Мы представили это так, что информационное пространство — тёмный лес, джунгли, в которых могут «блуждать» как обычные потребители информации, так и СМИ. С самого начала мы создавали игру на двух языках, я отвечала за казахоязычную версию. Кстати, когда мы проводили первую игру в Астане, казахоязычных игроков было больше, чем русскоязычных! То есть она очень востребована у казахоязычной аудитории. Русская и казахская версии не совсем одинаковые. Например, в свою версию я внесла кейсы по блогинговой журналистике, вопросы именно по казахоязычным СМИ, по развитию казахоязычных интернет-СМИ.

А потом «медиаджунгли» разрослись, и Мейрамхан Жапек вышла со своей игрой на новый уровень: она стала делать… радиопередачу по медиаграмотности, которая получила название «ОЙ ДОДА». Сначала эфиры проходили в интернете. А потом программа стала выходить и на радио «Шалкар» с ведущей Гульнур Омарханқызы.

— Каждую среду с 7 до 8 часов вечера мы работали в прямом эфире, с сентября по 20 января, в итоге провели 20 эфиров. Первый месяц приглашали айтишников, интернет-журналистов, блогеров. Потом обращались уже и к деятелям культуры, приглашали студентов Евразийского университета, юристов. И они все с нами играли. На самом деле наша цель — не просто играть, а, играя, развивать у участника критическое мышление.

Сейчас Мейрамхан Жапек работает в пресс-службе Министерства культуры и спорта. И говорит, что сотрудничество с госслужбой — это плюс, если надо продвигать медиаграмотность в массы.

— Люди, которые не хотят обращать внимание на медиаграмотность, до сих пор живут в прошлом веке. А нам давно пора расти! В том числе и активно развивать цифровые госпрограммы, а умение ими пользоваться — это часть цифровой грамотности. И всё это должно начинаться с министерства. Министерство должно быть примером для всех. Тогда и общество никуда не денется. Больше всего мне в моей работе нравится, когда я объясняю, и люди начинают делать то, чего они никогда раньше не делали. Знаете, вот человек всю жизнь что-то ищет, а ответ оказывается рядом. А я помогаю ему этот ответ найти. Если люди чувствуют, что развивают свое мышление, начинают критически мыслить — да вообще мыслить! — они говорят, как здорово, у нас всё получается, и Мейрамхан помогает нам в этом, поддерживает, то я счастлива.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи