«Я люблю документы. Они никогда не подведут журналиста. Люди могут врать или отказываться от своих слов. А документы не врут никогда», — говорит Джамиля Маричева, один из лучших дата-журналистов Казахстана. В этом году она выиграла в Internews грант на развитие проекта Protenge.kz. Это аккаунт в Instagram, где Джамиля публикует результаты своих расследований. Все они основаны на данных, которые есть в многочисленных официальных документах, находящихся в открытом доступе.
Журналистом Джамиля Маричева начала работать 16 лет назад. Последние несколько лет — в Ratel.kz и HOLA News. В конце концов она поняла, что больше всего ей интересны работа с документами, обработка и анализ информации. Ведь да — документы, в отличие от людей, не врут и не ошибаются никогда. На них можно положиться.
— В Казахстане работать с документами — одно удовольствие, — говорит Джамиля. — Большинство цифр и данных у нас — в открытом доступе. Единственное — увы, у нас нет, как в России, закона о всеобщем декларировании. Но зато всё остальное есть! Так много крутых баз данных, они просто как Эверест, освоить всё невозможно, можно неделями в них пропадать, там просто невероятная, качественная информация, которую никогда ни один чиновник не даст вам в ответ на запрос. Они даже сами порой не подозревают, какая информация есть открытом доступе. И сами очень удивляются, когда видят какую-то информацию и понимают, что она всем доступна.
Дата-журналистика — занятие для самых терпеливых, усидчивых и внимательных людей. Иногда, чтобы найти тему для расследования, надо перелопатить сотни, тысячи документов. А бывает, что тема есть, ищешь по ней материалы, а параллельно находишь ещё несколько тем для публикаций. Так не раз бывало и в работе Джамили Маричевой.
— Мне надо было проверить информацию, что Елбасы, когда перестал быть президентом, всё-таки сохранил за собой свой самолёт. И что Токаев летает на другом самолёте. И пока я искала эти сведения, я подумала: о, у нас же есть правительственные самолёты! Интересно, столько это стоит (часть вторая, часть третья)? И я больше полугода собирала из разных источников информацию по крупицам, — рассказывает Джамиля. — Уверена, что если написать запрос, то никто тебе ничего не расскажет. А я узнала, например, что в прошлом году правительственных рейсов было на почти 2000 часов, стоило это почти 10 миллиардов тенге. И так далее. Ну а опять же, пока я это искала, я нашла много информации для серии постов на тему «Как дорого нам обходятся президенты» (часть вторая, часть третья). То есть когда у тебя есть какая-то идея, ты собираешь информацию по ней месяцами, иногда годами. Зато в процессе ты находишь столько идей для других материалов! В общем, рецепт успеха: идея, немного удачи и много часов с документами.
Мы привыкли, что публикации на такие темы обычно появляются или в серьёзных СМИ, или, на худой конец, в Facebook. Но Джамиля Маричева для своего проекта выбрала именно Instagram.
— Я видела, что в Instagram за последнее время выросла очень думающая, серьёзная аудитория. К тому же, это сейчас самая массовая площадка в Казахстане. Люди, которые до этого пять-семь лет сидели на фуд-блогерах, домохозяйках, шоу-бизи, пабликах со свадьбами, гонками на улице, пресытились этой информацией и готовы воспринимать более качественный продукт. Когда я готовилась к защите своего проекта в Internews, я совершенно точно знала, почему это будет интересно, какой будет возраст у моей аудитории (25-35 лет), знала, что эти люди будут в основном из Нур-Султана, Алматы и с запада станы. И потом, зачем создавать новую площадку, когда есть готовая, где много классных людей? Instagram с этой точки зрения был идеальным. Мой опыт показывает, что он растёт и вовлекается в разы быстрее, чем Facebook. Хотя, конечно, в какой-то степени это был эксперимент, который, я считаю, уже удался. Об этом говорят цифры. А они, как и документы, не врут. Я на рынке всего полтора месяца, у меня пока чуть больше 6000 подписчиков (на момент публикации материала — 6244, прим. авт.), но это не боты, это реальные, живые люди, настоящая аудитория. У меня очень хорошая вовлечённость. Допустим, когда у меня было только 3000 подписчиков, на материал про то, сколько нам стоят президенты, охват был до 30 000.
В общем, журналистам, которые тоже хотят развивать какие-то свои дата-проекты, стоит обратить внимание на Instagram, считает Джамиля. И она готова поделиться с ними несколькими наработками и лайфхаками.
- С чего начать? Вот несколько ссылок на ресурсы:
- Что и за сколько покупают (не квазигоссектор). Эффективно искать не только по БИНу заказчика, но и по ключевым словам в графе «наименование лота». Можно сузить поле поиска, обозначив регион поставки, год или сумму закупа. Совет: когда видите в поисковых системах поля для заполнения, это не значит, что заполнять нужно всё. Экспериментируйте с теми данными, что есть, даже если это почти ничего. Особенно хорошо этот принцип действует в приложении esalyk mobile, где очень удобно работать с базой налогоплательщиков.
- Gosreestr.kz — самые полные данные о финансовом состоянии госучреждений и компаний с госучастием. Он не очень удобный, но стоит того, чтобы потратить на него время.
- Мобильное приложение egov — тут работать в разы проще, чем на сайте (не нужно скачивать никаких плагинов и так далее). Очень помогает для перекрёстных проверок. Лучший способ познакомиться с его возможностями — получить все доступные справки на своё имя или на любую компанию, чтобы понять, как это работает.
- Базовые инструменты поиска в Google: вы даже не представляете, как это хорошо работает, когда вы хотя бы примерно понимаете, что ищете. У Factcheck.kz есть крутой путеводитель по ним.
- База с открытыми бюджетами и НПА ужасно корявая, но если запастись терпением, то можно получить оттуда отличные данные. Но самое эффективное — это параллельное использование всех баз при сборе материалов, потому что они хорошо дополняют друг друга.
2. Упаковка — это важно. Хорошая упаковка информации — это способ выделиться в общем потоке. Для нашего проекта упаковку делает Жанибек Магаувияулы, он большой профессионал. А консультирует меня Маралдым Бектурганова, ей 20 лет, и она очень тонко чувствует аудиторию. И если она мне говорит — нет, это не пойдёт, я к ней прислушиваюсь. Поэтому здесь же ещё один совет: подберите себе крутую команду!
3. Не надо думать, что «многабукф» — это не про Instagram. Его аудитория вполне себе читает большие тексты, если ей это важно и нужно.
4. Если тема и правда очень большая, её всегда можно разбить на серию карточек. Такие «сериалы» тоже очень хорошо заходят.
5. Помните, что в Instagram работают те же самые принципы, что и в «большой журналистике»: тема должна быть интересной, актуальной, а язык — живым, без канцеляризмов.
— Проект Protenge.kz никогда не будет коммерческим. Я занимаюсь им прежде всего потому, что мне это интересно, — говорит Джамиля Маричева. — В каком-то смысле он — моя витрина. А ещё — экспериментальная площадка. И для меня очень важно, что здесь у меня — полная свобода. Проект отнимает очень много времени. Но мне это — в кайф!