В сентябре 2019 года команда онлайн-медиа Мanshuq запустила важный и очень глубокий спецпроект. Тему, которую поднимают авторы, обсуждать непросто — проблема суицидов среди подростков в Казахстане. Форматы и способы подачи информации команда Мanshuq выбирала очень тщательно, принимая во внимание рекомендации международных экспертов.
«Меня с детства приучали к мысли, что мои проблемы — это только мои проблемы. И другим они не нужны. Даже родителям».
«Подростковая психика суперлабильная и нежная, но при этом внешняя оболочка часто не даёт чувствам просачиваться вовне. Проявлять слабость — это больше про детство, а мы уже все стремились казаться взрослыми».
«Я бы посоветовала всем подросткам думать о лучшем и верить в лучшее. Вера — мощная штука, которая есть у нас. Это мощная сила, которой мы обладаем, но не все этим пользуются».
Это цитаты из историй спецпроекта Мanshuq «Обратите внимание: мне плохо!». Пронзительные, эмоциональные, честные рассказы подростков, которые прошли через очень сложные периоды.
Спецпроект Мanshuq #обратитевнимание: мне плохо! запущен в рамках гранта Internews по вовлечению аудитории. Основная задача проекта — повышение осведомлённости о проблеме суицидов среди подростков в Казахстане, вовлечение аудитории в диалог, распространение информации о форматах и возможностях получения помощи в кризисных ситуациях.
«Наша страна занимает одно из лидирующих мест по подростковым суицидам — тема злободневная, независимо от того, какие методы исследования, сравнения были использованы.
Мы начали проект «Обратите внимание: мне плохо!», чтобы рассказать о проблеме, её масштабах», — говорит Гульмира Кусаинова, главный редактор Мanshuq. — Для этого мы решили делать то, что мы умеем делать хорошо — искать истории подростков и родителей и рассказывать их, задавать вопросы самим и узнавать, какие вопросы волнуют широкую аудиторию, а потом искать на них ответы — обращаясь к экспертам, исследуя ситуацию в стране».
Редакция планирует выпустить серию материалов — личные истории подростков, рекомендации экспертов, истории из личного опыта родителей, которые столкнулись с этой проблемой.
В рамках проекта также пройдёт открытый просмотр фильма по теме спецпроектов, обсуждение фильма с психологом, информация об организациях, которые помогают подросткам, будет распространена по школам, общественным местам в виде наклеек и стикеров.
Сейчас в специальной рубрике на сайте — несколько материалов, статьи переводятся на казахский язык и далее будут опубликованы казахоязычными медиа в разных регионах страны.
Гульмира: «Мы хотели вовлечь как самих подростков, так и их ближайшее окружение. И первое, что мы обнаружили и поняли — это то, что дети очень часто говорят о том, что им нужна помощь, просто взрослые не всегда их слышат или не всегда распознают то, что говорят подростки, как крик о помощи.
Также мы поняли, что отдельного внимания заслуживают темы, которые, на первый взгляд, не связаны с подростковыми суицидами, но на самом деле лежат в области причин — это отсутствие секспросвета, ментальное здоровье, традиции воспитания.
Помимо распространения информации, мы ещё поставили перед собой задачу — максимально просто и доступно рассказать подросткам о том, какие возможности есть у них, если они попали в сложную ситуацию.
И на этом этапе мы столкнулись с некоторыми проблемами — например, сложно найти эксперта в государственной поликлинике, который бы элементарно рассказал, что ждёт девочку-подростка, если она обратится туда с тем, что у неё незапланированная беременность.
Для более широкого вовлечения аудитории авторы проекта используют социальные сети.
Для паблика в Instagram мы сделали памятку с телефонными номерами служб для тех, кто попал в сложную ситуацию.
Охваты у этого поста были в разы больше, чем у «развлекательных»: охват — 25 600, лайки — 2000, сохранили себе — 1300 пользователей, топ локаций — Алматинская область, Караганда и Павлодар.
Мы в очередной раз убедились, что большой отклик у аудитории вызывает контент, в котором есть полезная информация, которую читатели могут использовать в жизни».
Редакция сотрудничает с экспертами НПО и международных организаций — ЮНИСЕФ, Street Law Kazakhstan.
«Мы понимаем, что работа над этой темой не ограничится сроками проекта «Обратите внимание: мне плохо!»», — считает Гульмира.
Если у вас есть истории, которыми вы также могли бы поделиться в рамках спецпроекта «Маншук», вопросы, которые вы бы хотели задать экспертам или комментарии, обращайтесь в редакцию.
Проект по выделению продакшн-грантов реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).