Презентация новой пятилетней программы Internews MediaCAMP стала поводом для дискуссий о настоящем и будущем распространения информации.
«Какие слова могут быть девизом медиаграмотности?» — задает вопрос для дискуссии медиаспециалист Internews Гульнар Асанбаева.
Фактчекинг — это наш ответ дезинформации
Наша медиаграмотность — наша свобода
— Всё это верно, но давайте посмотрим на тему медиаграмотности шире, потому что сегодня это одна из самых важных составляющих нашей жизни.
«Учиться, критически пересматривать свои знания, переучиваться. Мы так определяем задачи медиаграмотности, совокупности знаний, которые позволяют нам получать, оценивать и распространять информацию», — говорит Гульнара.
Вдохновляющий призыв «учиться», наверное, можно считать общим для всей пятилетней программы MediaCAMP, которую будет реализовывать Internews в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане при поддержке ЮСАИД.
«Вся программа направлена на развитие сбалансированной информационной среды в наших странах. Мы уверены, что медиа, вовлекая аудиторию в создание объективных, правдивых историй, смогут вдохновить читателей и зрителей на обмен мнениями и идеями, и в итоге всё больше людей будет активно участвовать в жизни общества», — говорит Марат Бигалиев, глава Представительства Internews в Центральной Азии.
Программа MediaCAMP — региональная, презентации прошли в Алматы, Астане, Душанбе. Участие в них принимали более 200 человек: представители медиа, государственных структур, общественных организаций, продакшн-студий, которые производят контент, педагоги вузов. Такой интерес говорит о разнообразии направлений программы и целевых аудиторий, которые она затронет. Обучение для журналистов и всех, кто хочет создавать контент, бизнес-образование для медиа, проекты по медиаграмотности, направленные на широкую аудиторию, международная экспертиза в области медиаправа и многое другое.
«В Казахстане у медиа есть два источника финансирования: это государственный заказ и рекламные деньги. 80 % первых уходит в государственные СМИ, 80 % рекламных денег — крупным медиа. Для того чтобы заработать остальные 20 %, необходимы знания, нужно хорошее правое поле. Образовательные программы Internews позволяют строить медиабизнес, а деятельность в области медиаправа, я надеюсь, позволит создать более прозрачные процессы, чтобы могли развиваться медиа», — отмечает Руслан Никонович, директор «Нового телевидения» (Караганда).
Internews, более 25 лет работающий в Центральной Азии, расширяет число партнёров, которые могут получить гранты на свои креативные идеи. Кроме медиа, это могут быть продакшен-студии, независимые авторы, неправительственные организации, которые могут получить поддержку на создание собственных телепроектов, фильмов, анимации, игр и многого другого.
«Мне было очень приятно, что на презентацию нашей программы откликнулся бизнес, который интересуется идеями гражданского общества. Например, оператор сотовой связи, компания Kcell. Участие в нашей презентации приняла Жанна Исабаева, режиссер фильма «Отвергнутые». Этот сложный и тяжёлый фильм был выложен в открытый доступ на YouTube, и буквально за несколько дней собрал большую аудиторию. Новые каналы распространения информации показывают, что медиа могут найти новые аудитории, с одной стороны. С другой, мы видим, как много сейчас интересных идей у молодёжи, которая ведёт свои блоги и каналы, Internews сможет поддержать лучшие из этих проектов», — говорит Ержан Сулейменов, руководитель Internews в Казахстане.
Одно из направлений программы — «Медиаграмотность» — охватит самую широкую адуторию. Сегодня, когда каждый человек со смартфоном и аккаунтом в социальных сетях — медиа, каждый из нас должен уметь анализировать информацию.
«За последние годы правительство США предприняло много усилий, чтобы поддержать различные программы в области медиа. Сейчас ЮСАИД уделяет большое внимание вопросам повышения медиаграмотности. Развитие социальных сетей, социальных медиа повлияло на то, как люди получают информацию, как они взаимодействуют друг с другом. Этот поток информации невозможно остановить, но если во многих случаях это приводит к положительному эффекту, то по этим же каналам распространяется заведомо ложная информация. Делается это преднамеренно или нет, но ложная информация влияет на мнения и позиции людей, а в итоге — и на их действия. Людям очень сложно отличить объективную информацию от заведомо ложной или пристрастной. Благодаря этой программе мы поможем простым пользователям и профессиональным журналистам разбираться в информационных потоках», — отмечает Кристофер Эдвардс, Директор Региональной миссии USAID по Центральной Азии.
Обсуждение будущего медиа и программы Internews продолжилось в социальных сетях. Вы можете найти репортажи по хештегу #MediaCA.