14 апреля в Кыргызстане, 17 апреля в Казахстане и 19 апреля в Таджикистане пройдут презентации результатов исследования по медиапотреблению и медиаграмотности в странах Центральной Азии. Оно проведено Европейским советом добрососедства (ENC) при финансовой поддержке проекта «Устойчивость и взаимодействие с разнообразной информацией для динамичной среды (REVIVE)», финансируемого Европейским Союзом (ЕС) и реализуемого Internews.
Авторы представят основные выводы исследования, в том числе виды информации и дезинформации, потребляемые жителями Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана; влияние международных и региональных геополитических событий на медиапотребление, а также альтернативные источники новостей, используемые жителями стран Центральной Азии.
В исследовании также изучалось отношение к происходящим событиям групп, наиболее подверженных дезинформации, таких как молодёжь, пожилые люди и языковые меньшинства.
Кроме того, на презентации представят подробные рекомендации для производителей контента, организаций гражданского общества, правительств и основных доноров в области развития в Центральной Азии о том, как создавать эффективный контент, который достигнет целевой аудитории.
Несколько ключевых тезисов исследования, относящиеся к Казахстану:
- Казахстанцы больше всего полагаются на социальные сети и казахстанские телеканалы в качестве основного источника внутренних новостей — 53 % соответственно. Пожилые и сельские потребители в среднем больше смотрят телевизор, а среди других часто используемых источников — российские телеканалы — 23 % и мессенджеры — 17 %.
- Большинство казахстанцев получает международные новости из социальных сетей (48 %), казахстанских телеканалов (41 %), российских телеканалов (27 %) или мессенджеров (16 %).
- Казахстанцы больше всего заинтересованы в получении новостей о Казахстане (76 %), мире (49 %), Украине (26 %) и России, находящейся на третьем месте (25 %). Менее 10 % следят за новостями о других государствах Центральной Азии, и похоже, что казахстанцев больше волнуют внутренние проблемы, чем международные.
- В Казахстане 60 % населения пользуются Instagram и 50 % — YouTube. TikTok используют 30 % населения, а Facebook и Одноклассники — примерно по 20 %. При этом Instagram чаще используют женщины (72 %), чем мужчины (47 %). Нет существенных различий между респондентами по уровню образования, уровню дохода, городской/сельской местности и языковым предпочтениям.
- В Казахстане 24 % респондентов выразили полное доверие государственным СМИ, в то время как большинство казахстанских респондентов осторожно выразили своё доверие государственным СМИ, 41 % из них «в некоторой степени доверяют» государственным СМИ.
Полный текст исследования на английском языке можно посмотреть здесь.
Полный текст исследования на русском языке можно посмотреть здесь.
Краткий синопсис исследования на английском языке можно посмотреть здесь.
Краткий синопсис исследования на русском языке можно посмотреть здесь.
Архив инфографики, визуализирующий результаты исследования на английском языке, можно посмотреть здесь.
Архив инфографики, визуализирующий результаты исследования на русском языке, можно посмотреть здесь.
По всем дополнительным вопросам, связанным с результатами исследования по медиапотреблению в странах Центральной Азии, пожалуйста, пишите на электронный адрес central-asia-revive-info@internews.org.