СобытияКогда вода дороже нефти: итоги совместной работы Almaty Nomads и экспертов Internews

Когда вода дороже нефти: итоги совместной работы Almaty Nomads и экспертов Internews

С каким регионом у вас ассоциируется нехватка питьевой воды? Скорее всего, вы подумали про далёкую Африку, но проблема оказалась намного ближе — это ежедневная реальность казахстанцев из отдалённых от городов поселений, о которой рассказали Almaty Nomads в своём проекте «Казахстан без воды».

 

Эта история началась в 2019 году, когда Мадина Ашилова из Almaty Nomads побывала на Урале. Бескрайняя, полноводная и очень гордая река — казалось, ничто не сможет сломить природную стихию. Но спустя всего два года драгоценный источник заметно уменьшился — обнажилось дно, можно было до середины реки дойти пешком. Тогда команда Almaty Nomads стала изучать вопрос и выяснила, что проблемы в Казахстане не только с Уралом — земли опустыниваются по всей стране, и от этого уже начали страдать люди.

— У людей не просто уходят озёра и реки, они остаются без чистой питьевой воды. Истощаются и подземные источники, прилегающая территория становится безжизненной — умирают леса и поля. Мы поняли, что пора привлекать внимание к этой проблеме, — рассказывает Мадина Ашилова.

Тема экологии в СМИ поднимается заметно реже, чем, к примеру, темы криминала или политики. Несмотря на это, команда Almaty Nomads нашла партнёра — телеканал «Туран ТВ» — и подала заявку на участие в грантовом конкурсе «Большой формат» от Internews. После тщательного отбора и одобрения заявки у команды появилась возможность воплотить идею в жизнь:

— Мало кто готов финансировать поездки в регионы. Наш проект предполагал командировки в не самые легкодоступные точки на карте. Мы ездили туда, где нужны внедорожники, и это очень затратно — довезти туда технику и доехать самим. И отказаться от этого никак: необходимо визуализировать проблему, показать контраст, насколько мы отстали от элементарных благ человечества, — говорит Мадина Ашилова.

Во время непростых командировок команда смогла на себе прочувствовать нехватку питьевой воды — её приходилось добывать не только для себя, но и для местных жителей:

— За водой мы ездили по бездорожью на осликах и ходили пешком к подножиям холмов. Тележками таскали фляги возле Астаны. Спускались к колодцам Мангистауской области, потому что их вода находится в 80 километрах и приезжает раз в месяц. Сейчас вода дороже золота, дороже нефти, — рассказывает Мадина Ашилова.

После возвращения команды начался самый сложный этап — производство контента. Здесь она столкнулась с редким явлением — когда предыдущий опыт мешает выполнить проект:

— Больше 10 лет я проработала на «Хабаре». За это время у меня сложился некий журналистский штамп, который можно было увидеть — традиционный ЗКТ, синхрон, статистика, определённое количество кадров и крупностей. Это очень информативно, но малоинтересно для аудитории, — рассказывает Мадина Ашилова.

Преодолеть этот вызов коллегам помогли эксперты Internews — Марина Михтаева и Ирина Грибовская, которые участвовали во всех этапах проекта, отсматривали материал, учили новому, дискутировали и искали лучшие решения:

— Мы чувствовали постоянную поддержку, видели, что для Internews это так же важно, как и для нас. Это был конкурс не как в тендере — для галочки и отчёта. Их участие и вовлечённость в наш проект мотивировали стараться усерднее, делать лучше, — рассказывает Мадина Ашилова.

Такое тесное сотрудничество привело к профессиональному росту команды — каждый новый репортаж становился ярче, сильнее и человечнее предыдущего. Более того, оказалось, что работать в новом формате сильно легче, чем по устоявшимся шаблонам государственного телевидения:

— Мы привыкли работать по алгоритму, где нужно написать запрос и собрать статистику. В этом случае голова журналиста забита обобщениями и аналитикой, а на людей, которые находятся в этих ситуациях, не обращают внимание. Они — частный случай, который подтверждает общую гипотезу. Работать по-новому гораздо интереснее: новые подходы лучше вовлекают в процесс, меньше времени уходит на сценарий и режиссуру, потому что в голове уже есть готовая картинка, которую не нужно собирать, как пазл. В центре истории — человек, всё остальное — дополнение, — делится опытом Мадина Ашилова.

В результате проекта появилось шесть репортажей из разных регионов страны, которые подтверждают: Казахстан действительно без воды. Но работа Almaty Nomads на этом не заканчивается: команда планирует продолжить говорить о проблеме, уже для других аудиторий и в других форматах.

Проект «Казахстан без воды» стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

spot_img

Популярные статьи