С каким регионом у вас ассоциируется нехватка питьевой воды? Скорее всего, вы подумали про далёкую Африку, но проблема оказалась намного ближе — это ежедневная реальность казахстанцев из отдалённых от городов поселений, о которой рассказали Almaty Nomads в своём проекте «Казахстан без воды».
Эта история началась в 2019 году, когда Мадина Ашилова из Almaty Nomads побывала на Урале. Бескрайняя, полноводная и очень гордая река — казалось, ничто не сможет сломить природную стихию. Но спустя всего два года драгоценный источник заметно уменьшился — обнажилось дно, можно было до середины реки дойти пешком. Тогда команда Almaty Nomads стала изучать вопрос и выяснила, что проблемы в Казахстане не только с Уралом — земли опустыниваются по всей стране, и от этого уже начали страдать люди.
— У людей не просто уходят озёра и реки, они остаются без чистой питьевой воды. Истощаются и подземные источники, прилегающая территория становится безжизненной — умирают леса и поля. Мы поняли, что пора привлекать внимание к этой проблеме, — рассказывает Мадина Ашилова.
Тема экологии в СМИ поднимается заметно реже, чем, к примеру, темы криминала или политики. Несмотря на это, команда Almaty Nomads нашла партнёра — телеканал «Туран ТВ» — и подала заявку на участие в грантовом конкурсе «Большой формат» от Internews. После тщательного отбора и одобрения заявки у команды появилась возможность воплотить идею в жизнь:
— Мало кто готов финансировать поездки в регионы. Наш проект предполагал командировки в не самые легкодоступные точки на карте. Мы ездили туда, где нужны внедорожники, и это очень затратно — довезти туда технику и доехать самим. И отказаться от этого никак: необходимо визуализировать проблему, показать контраст, насколько мы отстали от элементарных благ человечества, — говорит Мадина Ашилова.
Во время непростых командировок команда смогла на себе прочувствовать нехватку питьевой воды — её приходилось добывать не только для себя, но и для местных жителей:
— За водой мы ездили по бездорожью на осликах и ходили пешком к подножиям холмов. Тележками таскали фляги возле Астаны. Спускались к колодцам Мангистауской области, потому что их вода находится в 80 километрах и приезжает раз в месяц. Сейчас вода дороже золота, дороже нефти, — рассказывает Мадина Ашилова.
После возвращения команды начался самый сложный этап — производство контента. Здесь она столкнулась с редким явлением — когда предыдущий опыт мешает выполнить проект:
— Больше 10 лет я проработала на «Хабаре». За это время у меня сложился некий журналистский штамп, который можно было увидеть — традиционный ЗКТ, синхрон, статистика, определённое количество кадров и крупностей. Это очень информативно, но малоинтересно для аудитории, — рассказывает Мадина Ашилова.
Преодолеть этот вызов коллегам помогли эксперты Internews — Марина Михтаева и Ирина Грибовская, которые участвовали во всех этапах проекта, отсматривали материал, учили новому, дискутировали и искали лучшие решения:
— Мы чувствовали постоянную поддержку, видели, что для Internews это так же важно, как и для нас. Это был конкурс не как в тендере — для галочки и отчёта. Их участие и вовлечённость в наш проект мотивировали стараться усерднее, делать лучше, — рассказывает Мадина Ашилова.
Такое тесное сотрудничество привело к профессиональному росту команды — каждый новый репортаж становился ярче, сильнее и человечнее предыдущего. Более того, оказалось, что работать в новом формате сильно легче, чем по устоявшимся шаблонам государственного телевидения:
— Мы привыкли работать по алгоритму, где нужно написать запрос и собрать статистику. В этом случае голова журналиста забита обобщениями и аналитикой, а на людей, которые находятся в этих ситуациях, не обращают внимание. Они — частный случай, который подтверждает общую гипотезу. Работать по-новому гораздо интереснее: новые подходы лучше вовлекают в процесс, меньше времени уходит на сценарий и режиссуру, потому что в голове уже есть готовая картинка, которую не нужно собирать, как пазл. В центре истории — человек, всё остальное — дополнение, — делится опытом Мадина Ашилова.
В результате проекта появилось шесть репортажей из разных регионов страны, которые подтверждают: Казахстан действительно без воды. Но работа Almaty Nomads на этом не заканчивается: команда планирует продолжить говорить о проблеме, уже для других аудиторий и в других форматах.
Проект «Казахстан без воды» стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Internews несёт ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США.