20 студентов, три камеры и чат-бот своими руками: как создать квест по медиаграмотности

0
219

«В эпоху цифровых коммуникаций важно быть медиаграмотным, отличать вымысел от правды, фейковую новость от достоверной информации. Наш проект — квест-игра. В ней приняли участие студенты специальности журналистика и действующие журналисты. Мы предложили им почувствовать себя корреспондентами выдуманного сетевого издания Truestory.kz и на один час погрузиться в жизнь редакции», — с этих слов начинается 36-минутный фильм про реалити-квест-игру по медиаграмотности, фактчекингу, достоверности медиа, критической оценке фактов и источников информации «В погоне за рейтингом». Этот проект — финалист MediaCamp Эдьютон-2021, организованного Internews.

Автор квест-игры — Сергей Ляшенко из Нур-Султана, как он сам себя называет в Instagram — «человек-оркестр: теле/радиоведущий, диктор, редактор, продюсер, актер, документовед, бизнес-консультант». Именно он в этом видео исполняет роль нового главного редактора, который на утренней пятиминутке объявляет о новых принципах работы издания.

Сергей Ляшенко

— У меня нет классической журналистской карьеры, когда человек приходит в редакцию совсем зелёным и дорастает до должности главреда. Я начинал работать как помощник и советник ректора вуза и министра (частично работал с журналистскими запросами с другой стороны), потом пять лет работал административным и исполнительным директором в медиакомпании Black & White Group (телепрограмма SportPro на канале 24.KZ и информационное агентство Dixinews.kz), позже — радиоведущим, а сейчас у меня своё дело, связанное с документационным сопровождением. Также у меня за плечами — научно-педагогическая магистратура. Я почувствовал желание объединить свои разносторонние знания и создать образовательный проект в видеоформате. На Эдьютон я подавал две идеи: республиканский квиз по медиаграмотности и квест в видеоформате, обе прошли. Но мне сказали: «Выбирай! На двух стульях нельзя сидеть». Так как квизов в последнее время много, то я решил сделать квест-формат, который в сфере медиаграмотности мало кто делал, — рассказывает о рождении идеи Сергей Ляшенко.

Фрагмент квеста «В погоне за рейтингом»

Фактически часовая игра — это воспроизведение реальных будней журналистов сетевого издания. Из разных источников прилетают инфоповоды, надо оценить степень их актуальности для аудитории, проверить эти сведения, получить комментарии, отписать и выдать на сайт. Местами в квесте есть развилки сюжета — «публиковать или не публиковать новость?», то есть разные участники фактически получали разный опыт. За час игры через участников прошла масса нестандартных новостей: и падение метеорита, и отключение воды по чётным и нечётным дням, и девальвация, и переименование областного центра. Ориентироваться в инфопотоке им помогал специально написанный чат-бот в Telegram, который по наличию кодовых слов в запросах и номерам телефонов из редакционного справочника выдавал участникам различные варианты ответов.

Игра под прицелом камер проходила в стенах Евразийского национального университета имени Гумилёва. Участниками стали 20 человек — студенты журфака и действующие журналисты, они были разделены на команды. Таким образом, один и тот же сценарий на камеру отыграли пять команд. Участников делили по возрасту, но, как показала практика, это можно было и не делать: второкурсники порой блистали ярче, чем их более старшие товарищи.

Участники квеста «В погоне за рейтингом»

— У меня были переживания по поводу проекта. Местами я почувствовал, что не все мои «пасхалочки», спрятанные в сценарии, участники смогли раскусить. А иногда возникало ощущение, что игроки читают мои мысли. Я тогда чувствовал, что попал в поток сознания. Интересна обратная связь по проекту, что считаю самым ценным во всей этой затее.

Одна участница сказала: «Многие сокурсники доучились до четвёртого курса с мыслями «Лишь бы диплом получить». Я собиралась работать в журналистике, но точно не в новостной. А тут в ходе игры поняла, что мне новостная журналистика нравится. Я влюбилась повторно в свою профессию, вспомнила, зачем сюда пришла изначально». А другая девушка, наоборот, поняла, что никогда не пойдёт работать в новости: «Я из аула, работала в сельской газете. У нас всё тихо и размеренно. А тут всё так динамично, что у меня голова заболела от такого потока информации. Я больше ни ногой в эту тему. Спасибо вашей игре». Игра помогла определиться людям с целями в жизни, и это ценно, — делится Сергей Ляшенко.

Автор долго ломал голову, как сделать квест реально живым. Поначалу он хотел в назначенный день и час попросить своих друзей отвечать на вопросы участников игры.

— У нас в бюджете не было статьи на создание чат-бота, мы даже не думали об этом. Изначально на моменте написания сценария квеста я хотел привлечь волонтёров для помощи. Я вспомнил, как в сериале «Сверхъестественное» два брата за нечистью охотятся, у них дома есть шкаф с мобильными телефонами — на каждом мобильнике наклейка «ФБР», «Министерство», «Сенатор». Я представлял себе нечто похожее, что привлеку своих друзей: «Саша, ты сегодня с 15.00 до 16.00 аким Петропавловска», «Маша, ты сегодня «Налоговое управление». Если будут звонить с вопросами «Это налоговая?», ты, пожалуйста, трубку не бросай, а ответь так и так». Думал, либо дам реальные номера друзей, либо куплю много симок… А потом меня осенило, что можно сделать чат-бот. Я по работе пользовался чат-ботом налоговой службы, начал узнавать у своих ребят, как он работает, как можно его реализовать. Сказали, что вполне реально.

Я вспомнил свои навыки программирования, алгоритмизации — сталкивался с этим, когда настраивал автоматизацию бизнес-процессов. Схему сам рисовал: механизм «Если — то — иначе». Вот так «на коленке» мы его и собрали, при помощи друзей, фактически бесплатно. Не всегда всё исправно работало с первого раза, но я как модератор на площадке сглаживал острые углы. Участники отметили продвинутость и интерактивность квеста, студенты национального университета сами впервые столкнулись с использованием Telegram-бота в образовательном игровом процессе, — вспоминает Сергей Ляшенко.

Чат-бот в Telegram в рамках квеста «В погоне за рейтингом»

— Работа над проектом заняла два месяца чистого времени. Честно говоря, квест хотелось реализовать не столько из-за получения гранта, сколько из творческих побуждений. Меня и мою команду знали как компанию креативных медийщиков, продакшионистов. Сам я уже не работаю в медиасфере, но творческая личность рвётся наружу, да и в продакшене осталось много друзей. Поэтому и родился видеоформат проекта. В каком-то смысле это было расширение, выход из зоны комфорта для меня, потому что я давненько не практиковал, не продюсировал что-то интересное. Можно сказать, что руки чесались. Старые связи и навыки позволили собрать команду единомышленников и всё это реализовать достаточно быстро и эффективно. Если делать всё это по коммерческим расценкам — съёмка с трёх камер в течение восьми часов (два оператора и один ассистент), расшифровка восемь часов игры, сведение записи звука, написание сценария и бота, монтаж, видеографика, закадровая озвучка, — то бюджет вышел бы раза в три больше, чем потратили мы. Проект оставил след в моей душе, поэтому в 2022 году я подал заявку на продолжение… Надеюсь, повторим наш успех, — резюмировал автор квеста «В погоне за рейтингом» Сергей Ляшенко.

Мейрамхан Жапек

— Я думаю, что здорово проводить такой квест. Через игру можно понять много что, в памяти больше останется, чем традиционные методы преподавания. Такие игры должны быть, чтобы развивать критическое мышление. Квест будет помогать человеку критически мыслить. В методологическом плане будет полезным не только для игроков, но и для всех, кто будет это смотреть. Я аплодирую, поддерживаю! Молодцы! — сказала о квесте «В погоне за рейтингом» медиатренер, журналист Мейрамхан Жапек, которая консультировала проект и в том числе появилась в кадре с комментариями о действиях участников.

Татьяна Голубцова

— Надо передавать вузам, где обучают журналистике, как методический инструмент. А также полезна будет игра редакциям СМИ или молодёжным медиа, — дополнила медиатренер Татьяна Голубцова, которая была ментором этого проекта от лица MediaCamp Эдьютон-2021.

 

Материал подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при поддержке USAID.