ДомойСобытияНа Международной конференции по медиаграмотности предложили национальные стратегии продвижения МИГ
СобытияНа Международной конференции по медиаграмотности предложили национальные стратегии продвижения МИГ

На Международной конференции по медиаграмотности предложили национальные стратегии продвижения МИГ

В пятницу 10 июня в Алматы завершилась первая Международной конференции по медиаграмотности. В ходе двухдневного мероприятия эксперты по медиаграмотности из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана обсуждали идеи для продвижения медийной и информационной грамотности в Центрально-Азиатском регионе.

Одной из основных задач конференции было подготовить рекомендации для формирования национальных стратегий продвижения МИГ в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Основная идея медиаграмотности — иметь критическое мышление, позволяющее фильтровать информацию, остаётся неизменной в каждой стране мира. Однако в нашем регионе и каждой стране в отдельности есть особенности менталитета, законодательства, предпочтений людей, которые влияют на успешность продвижения МИГ. Поэтому и понадобились отдельные национальные стратегии. Итоговыми рекомендациями по каждой стране поделились страновой директор Internews в Таджикистане Рухшона Нажмидинова (Таджикистан), директор ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» Саида Сулайманова (Узбекистан), советник ректора Esil University Руслан Каратабанов (Казахстан).

Гульнар Асанбаева (Internews), Марат Бигалиев (Internews), Лола Олимова (IWPR Таджикистан)

Страновой директор Internews в Таджикистане Рухшона Нажмидинова так описала коллективное представление своей команды о развитии медиаграмотности:

— В Таджикистане есть несколько вызовов, о которых мы говорили. Это низкий уровень медиаграмотности — как среди населения, так и среди медиапредставителей. В том числе низкий уровень координации между разными стейкхолдерами, если можно так называть. Одна из важных частей стратегии, которую мы предлагали, — повысить уровень координации, наладить диалог между различными игроками — неправительственными организациями, правительством, министерствами… С Министерством образования сейчас сложилось хорошее партнёрство. Это не такое формальное образование, которое предлагает ЮНЕСКО, это смежное, конвергенция — создание общества знаний. У нас это есть в традиции, культуре, у нас почитают знания. Мы считаем важным поощрение медиаграмотности через культурный заход в школах, университетах и других формальных организациях образования.

Ещё идти от метода протекционизма к методу расширения возможностей. Если мы не будем внедряться в информационное пространство, то это будет задерживать нас в развитии. Нужно образовывать население, сообщать про риски информации, которая идёт со всех сторон. Также важно неформальное образование — через группы, соцсети. Акцент в том числе на родителей, чтобы дети с более ранних лет понимали, что такое медиаграмотность, не верили всему, чему попало.

В том числе мы говорили про важность документов, которые бы поощряли медиаграмотность на национальном уровне. К сожалению, такого документа нет. Но у нас есть в законодательстве, в Конституции, законе об образовании, законе о противодействии экстремизму статья о критическом мышлении. Это база, которую можно дополнять и развивать.

Участники Международной конференции по медиаграмотности

Директор ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» Саида Сулайманова так описала национальную стратегию для своей страны:

— В принципе стратегия остаётся той же. Сначала нужно изучить проблему, сначала должно быть полномасштабное исследование. Вчерашнее наше обсуждение показало, что мы не совсем в курсе, что творится в нашей системе образования. А запрос есть. По каким признакам это можно узнать? Когда мы вели тренинги для учителей школ, мы поняли, что какие-то элементы медиаграмотности внедряются. И это личная инициатива наших школьных учителей, они сами ищут эту информацию, она им нужна. Просто это всё очень разрозненно. Если их опыт привлечь, где-то собрать и объединить, это будет огромная площадка, на которой будет достаточно много материала. Поэтому первым шагом должно быть, конечно, масштабное исследование по тому, что есть, и чёткая постановка цели: чего мы хотим достичь? Конкретный, чёткий, измеримый результат. Через год мы хотим, чтобы у нас медиаграмотность преподавали в школе в таких-то классах. Каким образом идти к этой цели? Уже определяет сама цель. Мы вчера расписали огромное количество шагов, которые можно сделать. И на формальном уровне — это поэтапное внедрение в учебные стандарты и планы, работа с учителями. Важное в нашем обсуждении, что нужно привлекать самих учителей.

Гульнар Асанбаева (Internews), Мадина Кусмолданова (USAID), Лоуренс Харди (USAID)

Советник ректора Esil University Руслан Каратабанов презентовал аналогичную программу для Казахстана:

— Мы ещё раз обдумали свои предложения и выработали вот такие рекомендации. Первое, в области политики — содействовать принципам укрепления свободы слова. Содействовать признанию единой информационной грамотности приоритетом в развитии человеческих ресурсов в содержании правовых нормативных правовых актов. Включить показатель медийной информационной грамотности в национальные отраслевые программы и проекты в качестве целевых индикаторов. Реализовать принципы и подходы к формированию медийной и информационной грамотности через институты образования посредством их включения в содержание формального и неформального образования.

Второе, в области образования — содействовать признанию МИГ в качестве ценности образования и атрибута выпускника в национальных стандартах образования. Реализовать основные принципы, подходы, целевые индикаторы МИГ в содержании формального образования посредством их включения в формулировку целей обучения и в образовательных программах по предметам. Содействовать процессу включения соответствующих предметов в сфере МИГ в национальный куррикулум в качестве элективных курсов. Содействовать процессу включения предметов в области МИГ в образовательные программы колледжей и вузов. Содействовать включению специализаций и профессий в сфере МИГ в «Атлас новых профессий», отраслевые рамки квалификаций, реестры и классификаторы специальностей. Содействовать разработке образовательных программ колледжей и вузов по специализации МИГ. То есть мы можем открывать новые специальности. Сейчас министерство заинтересовано в этом. Содействовать разработке и продвижению контента по МИГ. Развивать широкую национальную сеть просветительских центров в области МИГ.

Третье, в области культуры и СМИ — содействовать разработке нарративов, месседжей, идеологем, дискурсов, скриптов для их включения в продукты в сфере культуры и СМИ. Производить проекты в области культуры и СМИ, продвигающие ценности идеи МИГ и для общества. Содействовать развитию волонтёрского движения для продвижения идей МИГ. И для того чтобы всех включить, реализуя принцип инклюзии, предлагать консорцинговые проекты для включения общества в просветительскую деятельность в области МИГ.

Также в рамках конференции прошёл показ мюзикла о медиаграмотности молодого автора Аннаса Багдата из Казахстана, финалиста регионального MediaCAMP Эдьютона 2022 года.

Премьера мюзикла о медиаграмотности
Премьера мюзикла о медиаграмотности

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

spot_img