Итоги Школы специального репортажа 2022

0
305
Фото Алексея Ли

С 30 мая по 3 июня в Алматы прошла Школа специального репортажа, организованная Internews и партнёрами. На Школу получили приглашение 15 начинающих тележурналистов и самостоятельных видеомейкеров из Казахстана и Узбекистана. Всего было подано около 120 заявок, конкурс составлял восемь человек на место. Многие участники не обучались на журфаке — среди них есть, например, политологи, а также люди, которые ранее попробовали свои силы в блогерстве и гражданской журналистике. Как отмечают организаторы, «ребята пришли действительно умные, жаждущие чего-то достигать и расти».

Медиатренер Денис Бевз. Фото Алексея Ли

Курс был задуман как практический. Но сначала тренеры и приглашённые спикеры всё же рассказывали о теории создания спецрепортажей, правилах безопасности, а также важности личного бренда. Главным тренером Школы стал российский тележурналист, обладатель премии ТЭФИ, медиатренер Денис Бевз, он поведал о ключевых инструментах для построения материала, дал ответ на вопросы «Как рассказать историю картинками?», «Как сделать, чтобы материал смотрели?». Вторым медиатренером проекта был казахстанец Марат Садыков, он обучал основам монтажа.

— Этот тренинг совсем необычный, потому что собрались в большинстве своём не телевизионщики, а блогеры. И мы ставим своей задачей объяснить им базовые принципы журналистики про перепроверку фактов, актуальный ракурс, наличие мнений всех сторон конфликта, ответственное отношение к выдаваемому результату. При этом тренинг проводится в очень сжатые сроки. На Школе мы им постоянно повторяем, что цель обучения — перестроить своё мышление так, чтобы начать думать визуально, представлять видеоряд. Я сам начинал работать в газете, перестройка на телевизионное мышление заняла достаточно много времени. Результат будет достигнут, когда участники тренинга, выезжая на съёмку, будут представлять процесс монтажа, когда они перестанут оператору давать пространные объяснения. Пара точных слов — и оператор снимает ровно то, что нужно, — сказал Денис Бевз.

Медиатренер Марат Садыков. Фото Алексея Ли

— Я думаю, что моя главная задача — помочь с настройками камер, которые есть у ребят, определиться с композицией кадра, рассказать, как строится монтаж, с помощью каких программ его делать. На самом деле всё это достаточно просто — пары часов вдумчивого обучения и несколько дней практики, как правило, бывает достаточно. Я думаю, что на сегодня снимать и монтировать может любой человек. Самое главное — объяснить принципы визуального рассказа, чтобы они научились рассказывать про события, явления, людей с помощью картинки и звука, — сказал Марат Садыков.

Кроме того, перед участниками Школы с познавательными и очень мотивирующими лекциями выступили известные казахстанские журналисты и медиаменеджеры. Так, основатель интернет-журнала «Vласть» Вячеслав Абрамов рассказал и показал, как возникает и прорабатывается тема спецрепортажа внутри редакции. Журналист информационного агентства Reuters Мария Гордеева рассказала про безопасность журналиста при съёмках спецрепортажа. А репортёр Оксана Акулова на примере своего проекта про трансплантацию органов «Лист ожидания» объяснила, как найти свою тему и стать в ней экспертом. Редактор отдела спецрепортажей Voxpopuli, Zakon.kz Алёна Мирошниченко поделилась своим опытом открывания закрытых дверей и исследований в жанре «Журналист меняет профессию». Также по ZOOM выступил польский тележурналист и медиаменеджер Александр Перчинский. В 1980-х годах он пять раз брал интервью у Ясира Арафата, а в конце 1990-х — начале 2000-х запускал в Казахстане шоу «Кто возьмёт миллион» и X-Factor. Вскоре тезисы самых ярких лекций вы сможете прочесть в рубрике «Самоучитель» на сайте «Новый репортёр».

Фото Алексея Ли

После теоретический части участники поделились на команды и начали создавать несколько видеорепортажей на актуальные темы — искать спикеров, писать сценарий, набирать видеоряд. Планируется, что команды закончат работу над материалами, вернувшись домой, а также выпустят их в эфир или же опубликуют в соцсетях. Организаторы объявили, что лучшие работы будут поддержаны стипендиями. Мы попросили поделиться своими ожиданиями и впечатлениями от тренинга двоих его участников.

— Я главный редактор регионального информационного агентства «Петропавловск News». У нас есть на сайте текстовая информация, фото, и иногда мы стали включать видео. Делали это по большей части интуитивно. Сюда я приехала с целью научиться писать сценарий, снимать и монтировать видео более профессионально. Плюс хочу освоить новую монтажную программу. Научусь сама — научу своих сотрудников, — сказала журналист Екатерина Назаренко.

Фото Алексея Ли

— После декрета мне повезло попасть на тренинг «Специальный репортаж». Я не просто освежила знания, но и получила новые знания, инсайты, мотивацию. Я в журналистике 10 лет, начинала свою работу на «Хабаре» и в других СМИ, а потом ушла в видеографию и фотографию. Сейчас хочу развиваться именно как видеожурналист, я хочу специальный репортаж довести до уровня документального кино, — сообщила алматинский журналист Меруерт Пралиева.

Фото Алексея Ли

Партнёрами Internews на этом проекте стала команда Be Globe в составе Юлии Новиковой, Натальи Слудской и Лии Будиянской. С узбекистанской стороны поддержку оказала журналист и медиатренер Лола Исламова.

Фактически Школа — один из первых результатов воркшопа для 20 партнёров по организации тренингов из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, который прошёл в феврале этого года. Целью воркшопа было дать ответ на вопросы, зачем и как работать с международными организациями, получая от них гранты. Теоретически Internews мог бы сам провести все эти тренинги, ресурсов и знаний для этого достаточно. Однако перед НПО стоит задача не только вырастить кадры себе, но и обучить новых тренеров, умеющих зарабатывать на тренингах. Опытные журналисты посетили этот воркшоп, а после при менторской поддержке Internews в кратчайшие сроки организовали тренинг на актуальную для медиарынка тему. Команда планирует провести ещё один тренинг в сентябре этого года.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).