В 2012 году на казахстанском коммерческом «31 канале» впервые вышли в эфир передача «Сөздің шыны керек» и её аналог на русском языке «Честно говоря». Спустя год производство выпусков на русском языке прекратилось. Проект на казахском языке «Сөздің шыны керек» продолжил выходить, завоевав доверие и симпатии сотен тысяч зрителей по всему Казахстану.
В 2022 году проект получил финансирование от Internews в рамках конкурса идей по производству контента «Большой формат». Финансирование позволило вернуть в эфир и русскоязычную версию программы. В заявке команда написала, что «намерена раскрывать социально значимые и проблемные темы в казахстанском обществе — бытовое насилие, права женщин и детей».
Всего было запланировано до конца июня 2022 года выпустить в эфир 24 репортажа. Первый же выпуск «Сөздің шыны керек», который вышел 7 апреля 2022 года, «выстрелил»! Он был посвящён женщине, подвергшейся насилию со стороны мужа и находящейся в процессе развода. Муж избил её камчой, за что был арестован всего на двое суток. Ранее суд обязал её платить алименты на троих детей. В программе журналисты рассказали об этом, попросив суд вернуть детей женщине. После эфира предыдущее решение суда о том, что мать должна платить алименты, было отменено. Троих детей, которые жили с отцом-агрессором, вернули матери. А депутат Мажилиса Ерлан Саиров заявил (комментарий с 9.10 минуты), что будет рассмотрен вопрос об ужесточении меры наказания по статье УК за избиение.
«Только рассказывая о проблеме, можно решить её»
Люди, подвергшиеся издевательствам, ущемлению прав, насилию, не всегда решаются об этом рассказать, боясь осуждения со стороны общества или опасаясь самих насильников. Репортажами команда показывает, что не нужно бояться говорить об этом, есть организации и законы, которые защитят их от произвола. Только рассказывая о проблеме, считают они, можно решить её. Важно, чтобы люди не скрывали проблемы и не чувствовали себя незащищёнными и одинокими.
Второй выпуск «Сөздің шыны керек» был посвящён матери-одиночке и её детям — гражданам Узбекистана, которые потеряли паспорта и не могут ходить в школу без документов. В выпуске были затронуты вопросы прав детей на образование и лечение, гражданства матерей, регулирования документов. После эфира Консульство Узбекистана в Алматы заявило, что примет во внимание дело Дины Тагабергеновой, потерявшей документы. С вмешательством Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Карасайского района Алматинской области двое детей Тагабергеновой, которые не могли посещать школу из-за отсутствия документов, теперь имеют право на образование. С помощью специалистов Алматинского областного управления здравоохранения, Талдыкорганского городского и Карасайского районных роддомов, Карасайского районного загса Алматинской области документы детям женщины были оформлены.
Первый выпуск «Честно говоря» был посвящён пятилетнему ребёнку, которого в детском саду били и пинали другие дети. Однако уголовное дело в отношении сотрудников детского сада было приостановлено. После выхода передачи в эфир было возобновлено уголовное дело по инциденту в детском саду (с 04:15 отец говорит о прекращении дела, приостановленного до этого полицией, с 04:56 — комментарий пресс-секретаря ДП Алматы Салтанат Азирбек о том, что следствие продолжается, в кадре она показывает документ от полиции с подписью и печатью).
«Производство телепрограмм очень дорогое»
О тонкостях производства проекта и работы по гранту мы попросили рассказать директора информационных программ «31 канала» Болата Мурсалима.
— В 2021 году наша редакция уже сотрудничала с Internews. Тогда мы получили грант на общественно-политическое ток-шоу «Неге?» и остались очень довольны результатами. В 2022 году мы решили подаваться с программой «Сөздің шыны керек»/»Честно говоря», которая выходит на двух языках. Одна передача — один 10-минутный репортаж. Мы заинтересованы в сотрудничестве с Internews по двум причинам.
Во-первых, у организации международные требования к производимому контенту. Наша команда хочет работать в условиях современных медиастандартов. Во-вторых, конечно, финансирование. Наш канал — коммерческий, мы сами себя обеспечиваем, поэтому нам и финансирование было важно. Производство телепрограмм очень дорогое, потому что это интеллектуальный труд. Телеканалам легче купить лицензии зарубежных фильмов и программ, ретранслировать их, это дешевле обойдётся. Думаете, мы сами заработали на гранте? Нет, — начинает свой рассказ Болат Мурсалим.
Над одним журналистским расследованием хронометражем 10 минут в течение одной-трёх недель работает команда до 10 человек. Сначала ищется герой — ведь в центре проекта конкретные человеческие истории, причём конфликтные. Не просто портретные зарисовки, а истории пострадавших от изнасилований, унижений, оскорблений. Перед журналистами стоит задача не просто пересказать их истории, а показать факты, доказать, что так и было, докопаться до истины. При этом желаемый эффект — чтобы была обратная связь от правоохранительных органов.
Для поиска героев команда, как и все журналисты сегодня, мониторит соцсети. Также часть «заявок» поступает из звонков-жалоб в редакцию «Информбюро». Истории отсеиваются, с выбранным героями договариваются. Бывает, что герои в соцсетях написали, а вот говорить на камеру отказываются. Не все готовы на всю республику рассказать о произошедшем, не все хотят выносить сор из избы. Случается, что журналисты иногда впустую тратят время. Когда герой отснят, команда всегда старается дать слово второй стороне. А ещё — эксперту: юристу, психологу или другому специалисту, который мог бы обобщить ситуацию, дать оценку.
Далее — написание и редактирование сценария, монтаж. Последний этап — самый сложный. Ведь предстоит большую историю упаковать в 10 минут. А с другой стороны, на 10 минут ещё надо видеоряд насобирать: редакция не показывает лица детей по этическим соображениям, даже если родители согласны. Ведь они не профессиональные телевизионщики и могут не догадываться, что через 5-10 лет история из интернета всплывёт, и это может нанести повторную травму ребёнку. А что тогда показывать? Крупным планом ноги и руки детей, перебивки, инфографику…
— Когда мы снимали первый сюжет про преподавателя университета, который избил свою жену камчой, то было сложно контактировать с этим мужчиной. Он не давал интервью, манипулировал, угрожал… Тогда мы должны были быть предельно корректны — и в юридическом плане, и в моральном. Мы стараемся и лица не показывать, и фамилии не называть. Но тогда как будто это условные люди, условная проблема. А ведь это реальные люди, реальные проблемы, реальные судьбы… — делится Болат Мурсалим.
«Влияние на общество — это важная вещь»
Программы выходят в эфир в самый прайм-тайм, в 21:00, сразу после «Информбюро»: «Честно говоря» — по средам, «Сөздің шыны керек» — по четвергам. Повтора в эфире нет, пропустили — можно посмотреть на YouTube. У программ стабильно высокие рейтинги. У первого выпуска результаты даже были выше новостей «Информбюро». По данным TNS, средняя доля проекта «Честно говоря» по Казахстану за 12 выпусков — 8,1 %, у «Сөздің шыны керек» — также выше 8 %. Суммарно выпуски передачи набрали в эфире и соцсетях (в Instagram, Facebook и на YouTube) более двух миллионов просмотров. Причём выпуски передачи на казахском собирают в разы больше. Авторы передачи планировали 1,5 миллиона просмотров. Таким образом, результат уже превзойдён на четверть.
Болат Мурсалим объясняет это двумя факторами:
— Во-первых, программа выходит на «31 канале» уже 10 лет. За 10 лет она стала легендой и завоевала симпатии наших зрителей. Во-вторых, её постоянно ведёт Ирина Советжанқызы, она популярная журналистка, обладатель многих казахстанских республиканских премий и дипломов, очень активная в соцсетях (в Instagram — 153 000 подписчиков — прим. авт.). Обычно её посты получают мгновенную реакцию аудитории и многотысячные отклики пользователей социальных сетей. Ей доверяют люди, за её репортажами следят чиновники, разные государственные органы, акимы, министры. В-третьих, над проектом работал и Нургали Карабаев, который умеет делать хорошие репортажи. Он снимал про взрывы в Таразе, беспорядки на Кордае. Нургали всегда первым выезжает на место ЧП и делает оттуда материалы на новости. И, конечно же, мы не хайпуем, у нас нет манипуляций, мы придерживаемся строго международных стандартов — настолько, насколько это возможно в наших реалиях.
Болат Мурсалим отмечает, что сотрудничество с Internews, самое главное, научило команду фиксировать свои успехи. Поначалу они делали это в рамках отчётов по гранту — высылали ссылки, делали скриншоты, писали про то, как после выхода программы решилась проблема. А после распространили на всю редакцию.
— Ведь влияние на общество — это не обыденность, а важная вещь, — резюмирует директор информационных программ «31 канала» Болат Мурсалим.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).