В пятницу 10 июня в Алматы завершилась первая Международной конференции по медиаграмотности. В ходе двухдневного мероприятия эксперты по медиаграмотности из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана обсуждали идеи для продвижения медийной и информационной грамотности в Центрально-Азиатском регионе.
Одной из основных задач конференции было подготовить рекомендации для формирования национальных стратегий продвижения МИГ в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Основная идея медиаграмотности — иметь критическое мышление, позволяющее фильтровать информацию, остаётся неизменной в каждой стране мира. Однако в нашем регионе и каждой стране в отдельности есть особенности менталитета, законодательства, предпочтений людей, которые влияют на успешность продвижения МИГ. Поэтому и понадобились отдельные национальные стратегии. Итоговыми рекомендациями по каждой стране поделились страновой директор Internews в Таджикистане Рухшона Нажмидинова (Таджикистан), директор ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» Саида Сулайманова (Узбекистан), советник ректора Esil University Руслан Каратабанов (Казахстан).
Страновой директор Internews в Таджикистане Рухшона Нажмидинова так описала коллективное представление своей команды о развитии медиаграмотности:
— В Таджикистане есть несколько вызовов, о которых мы говорили. Это низкий уровень медиаграмотности — как среди населения, так и среди медиапредставителей. В том числе низкий уровень координации между разными стейкхолдерами, если можно так называть. Одна из важных частей стратегии, которую мы предлагали, — повысить уровень координации, наладить диалог между различными игроками — неправительственными организациями, правительством, министерствами… С Министерством образования сейчас сложилось хорошее партнёрство. Это не такое формальное образование, которое предлагает ЮНЕСКО, это смежное, конвергенция — создание общества знаний. У нас это есть в традиции, культуре, у нас почитают знания. Мы считаем важным поощрение медиаграмотности через культурный заход в школах, университетах и других формальных организациях образования.
Ещё идти от метода протекционизма к методу расширения возможностей. Если мы не будем внедряться в информационное пространство, то это будет задерживать нас в развитии. Нужно образовывать население, сообщать про риски информации, которая идёт со всех сторон. Также важно неформальное образование — через группы, соцсети. Акцент в том числе на родителей, чтобы дети с более ранних лет понимали, что такое медиаграмотность, не верили всему, чему попало.
В том числе мы говорили про важность документов, которые бы поощряли медиаграмотность на национальном уровне. К сожалению, такого документа нет. Но у нас есть в законодательстве, в Конституции, законе об образовании, законе о противодействии экстремизму статья о критическом мышлении. Это база, которую можно дополнять и развивать.
Директор ННО «Центр развития современной журналистики Республики Узбекистан» Саида Сулайманова так описала национальную стратегию для своей страны:
— В принципе стратегия остаётся той же. Сначала нужно изучить проблему, сначала должно быть полномасштабное исследование. Вчерашнее наше обсуждение показало, что мы не совсем в курсе, что творится в нашей системе образования. А запрос есть. По каким признакам это можно узнать? Когда мы вели тренинги для учителей школ, мы поняли, что какие-то элементы медиаграмотности внедряются. И это личная инициатива наших школьных учителей, они сами ищут эту информацию, она им нужна. Просто это всё очень разрозненно. Если их опыт привлечь, где-то собрать и объединить, это будет огромная площадка, на которой будет достаточно много материала. Поэтому первым шагом должно быть, конечно, масштабное исследование по тому, что есть, и чёткая постановка цели: чего мы хотим достичь? Конкретный, чёткий, измеримый результат. Через год мы хотим, чтобы у нас медиаграмотность преподавали в школе в таких-то классах. Каким образом идти к этой цели? Уже определяет сама цель. Мы вчера расписали огромное количество шагов, которые можно сделать. И на формальном уровне — это поэтапное внедрение в учебные стандарты и планы, работа с учителями. Важное в нашем обсуждении, что нужно привлекать самих учителей.
Советник ректора Esil University Руслан Каратабанов презентовал аналогичную программу для Казахстана:
— Мы ещё раз обдумали свои предложения и выработали вот такие рекомендации. Первое, в области политики — содействовать принципам укрепления свободы слова. Содействовать признанию единой информационной грамотности приоритетом в развитии человеческих ресурсов в содержании правовых нормативных правовых актов. Включить показатель медийной информационной грамотности в национальные отраслевые программы и проекты в качестве целевых индикаторов. Реализовать принципы и подходы к формированию медийной и информационной грамотности через институты образования посредством их включения в содержание формального и неформального образования.
Второе, в области образования — содействовать признанию МИГ в качестве ценности образования и атрибута выпускника в национальных стандартах образования. Реализовать основные принципы, подходы, целевые индикаторы МИГ в содержании формального образования посредством их включения в формулировку целей обучения и в образовательных программах по предметам. Содействовать процессу включения соответствующих предметов в сфере МИГ в национальный куррикулум в качестве элективных курсов. Содействовать процессу включения предметов в области МИГ в образовательные программы колледжей и вузов. Содействовать включению специализаций и профессий в сфере МИГ в «Атлас новых профессий», отраслевые рамки квалификаций, реестры и классификаторы специальностей. Содействовать разработке образовательных программ колледжей и вузов по специализации МИГ. То есть мы можем открывать новые специальности. Сейчас министерство заинтересовано в этом. Содействовать разработке и продвижению контента по МИГ. Развивать широкую национальную сеть просветительских центров в области МИГ.
Третье, в области культуры и СМИ — содействовать разработке нарративов, месседжей, идеологем, дискурсов, скриптов для их включения в продукты в сфере культуры и СМИ. Производить проекты в области культуры и СМИ, продвигающие ценности идеи МИГ и для общества. Содействовать развитию волонтёрского движения для продвижения идей МИГ. И для того чтобы всех включить, реализуя принцип инклюзии, предлагать консорцинговые проекты для включения общества в просветительскую деятельность в области МИГ.
Также в рамках конференции прошёл показ мюзикла о медиаграмотности молодого автора Аннаса Багдата из Казахстана, финалиста регионального MediaCAMP Эдьютона 2022 года.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).