События«Медиакайдзен» и «Пирамида Минто». Как за три месяца организовать республиканскую олимпиаду по медиаграмотности

«Медиакайдзен» и «Пирамида Минто». Как за три месяца организовать республиканскую олимпиаду по медиаграмотности

— Медиаграмотность — это не только про восприятие информации из СМИ. Я обучаю студентов критически оценивать любую информацию. Сейчас много красивой рекламы, много мошенников — поверив, потеряешь деньги. Однажды, приобретая одну вещь в интернете, я предоставил данные своей карты. А в четыре утра у меня снялась большая сумма денег. Оказывается, это был сайт-однодневка. В итоге я вернул свои деньги через банк. Сейчас стараюсь слушать своё чутьё. Так же, как и при проверке текстов своих студентов. Вижу нетипичную для студентов фразу в работе — проверяю через «Антиплагиат». Они знают, что, своровав чужую работу, не перейдут на следующий курс, — делится своим опытом Даниал Саари, программный лидер специальности «международные отношения и экономика» университета AlmaU, участник Эдьютона 2021, который вместе с командой Enactus Kazakhstan осенью 2021 года организовал Республиканскую олимпиаду по медиаграмотности.

В своей работе Даниал Саари специализируется в сфере международных отношений. Ранее он работал в Международном комитете Красного Креста — собирал, обрабатывал и анализировал информацию. Преподавать медиадисциплины Даниал начинал в МУИТ (курс «Медиаменеджмент»). Сейчас он работает в AlmaU в должности профессора-практика, является программ-лидером специальности «Международные отношения и экономика», руководит Центром политических исследований при Школе политики и права, а также преподаёт дисциплины «Эффективная устная и письменная коммуникация», «Информационно-аналитическая деятельность» и «Профессионально ориентированный язык через медиаграмотность». Также Даниал Саари — член академического совета и программный директор в организации Enactus Kazakhstan, которая является частью международной платформы, обучающей молодёжь лидерству и предпринимательству в 35 странах мира.

Мы расспросили Даниала Саари про его опыт организации олимпиады республиканского масштаба в онлайн-формате, а также открытиях, которые он сделал, реализуя этот проект.

Даниал Саари

— Темой медиаграмотности я интересуюсь с 2019 года, тогда принял участие в конференции Media and digital lytracy, организованной КазНУ имени аль-Фараби, и прошёл фасилитационные MOOC-курсы по медиаграмотности в рамках проекта, спонсированного Региональным офисом английского языка посольства США в Казахстане. Про Эдьютон я знал давно, подавал на него дважды, но почему-то моя заявка не проходила. А на том курсе в 2019 году я познакомился с медиатренером Асель Джанабаевой, которая рассказала обо мне организатору Эдьютона Гульнар Асанбаевой, пригласившей меня на общих основаниях стать участником Эдьютона. Я принял участие в Эдьютоне 2021, который прошёл в феврале 2021 года. Представленный нашей командой проект Республиканской олимпиады по медиаграмотности получил грант, мы реализовали его осенью 2021 года. Целью олимпиады было помочь учащимся адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык СМИ, уметь анализировать медиатексты.

Эдьютон был классным. Особенно мне запомнились тренеры, которые делились своим опытом. Сам я преподавал многие годы, думая, что у меня всё классно, и только там осознал, что не знаю многих нюансов. Новые знания позволили мне по ходу семинара переделать заявку, скорректировав свой проект, уточнив целевую аудиторию и её потребности. Ведь ранее я работал со студентами, а этот проект — для школьников. Проект Олимпиады был реализован на платформе Enactus Kazakhstan, которая работает с 59 университетами Казахстана в 17 регионах страны, охватывая практически все вузы страны, — рассказал профессор Саари.

Пример эссе из отборочного тура к Республиканской олимпиаде по медиаграмотности

Заявки на участие в Республиканской олимпиаде по медиаграмотности подали 534 учащихся средних учебных заведений из 40 городов, представляющие более 100 школ и колледжей. В полуфинал прошли 45 человек. В финале свои проекты защищали 11 команд. Программа олимпиады была построена следующим образом: регистрация (до 15 октября) — обучающие тренинги (до 12 ноября) — групповая работа над проектами (параллельно с тренингами) — презентация проектов перед членами жюри (16 ноября). Вся работа проходила в Zoom.

— Во время Эдьютона я заболел ковидом, у меня на тот момент было 86 % поражения лёгких. Я тогда решил, что не могу отступить от своей идеи — защищал проект из больничной палаты, поменяв фон в Zoom на зелёную рощу. Когда я узнал, что наш проект прошёл, то для меня это был мощный стимул: «Значит, я нужен. Значит, я что-то могу сделать». Изначально олимпиаду думали провести в феврале-марте 2021 года, но, вспомнив, что в конце учебного года у школьников экзамены, перенесли на начало следующего учебного года. И не прогадали! — делится Даниал.

Сентябрь 2021

Прошли первые встречи, был разработан проект и техническое задание по Олимпиаде, заключены договоры, утверждён план мероприятий и программа, создана лендинг-страница на казахском и русском языках. Анонсы опубликованы на сайте и в соцсетях Enactus Kazakhstan, а также на платформе Grants.kz.

Октябрь 2021

Прошли тренинги по медиаграмотноcти и критическому мышлению в рамках онлайн-школы ENACTUS Kazakhstan. Всего 14 тренингов от гостевых спикеров на русском и казахском языках. Темы: «Написание поста и/или эссе», «Интернет как источник информации», «17 целей устойчивого развития ООН», «Новые медиа», «Критическое мышление», «Мультимедиа. Современные форматы контента», «Медиаграмотность и критическое мышление на примере кейсов», «Медиакайдзен» и «Пирамида Минто».

Ноябрь 2021

В ноябре активные участники тренингов приняли участие в отборочном туре олимпиады по медиаграмотности. Заданием было написать пост/эссе в соцсетях по теме: «Медиаграмотность в цифровую эпоху — почему это важно?» Далее — подготовка и защита проектов по медиаграмотности.

— К проведению тренингов удалось привлечь крутейших тренеров — Альбину Меирбековну Ержанову, Сауле Жаннатовну Зейноллу, Галию Ашимгалиевну Нурмуханбетову, Екатерину Асановну Корабаеву, Альмиру Алановну Казкенову, Асель Болатовну Омарову и Дауржан Аугамбай. Некоторые выступали с тренингами на безвозмездной основе, так как у проекта был ограниченный бюджет. Также были запланированы призы, их предоставили спонсоры Enactus Kazakhstan. Были и традиционные для олимпиад кубки и сертификаты. Во-первых, для многих детей такое вещественное доказательство победы — это большой стимул. Во-вторых, многим преподавателям нужны сертификаты, чтобы иметь подтверждение на курсах повышения квалификации. А также были и более существенные призы, которые замотивируют не только ребёнка, но и взрослого: годовая подписка на Netflix, трэвел-грант на поездку в Нур-Султан на Кубок Enactus Kazakhstan весной 2022 года, а также 20-процентная скидка от факультета Школы медиа и кино в AlmaU — по специальностям, связанным с медиа.

Программа Республиканской олимпиады по медиаграмотности

— Олимпиада проходила в формате подготовки и защиты проектов. Мы рандомно перемешали участников, чтобы они не были одноклассниками/однокурсниками. Важно было, чобы в одной команде были представители разных регионов, школ и возрастов для обмена опытом и лайфхаками в процессе тимбилдинга. Многим командам удалось отлично поработать сообща, их проекты «выстрелили». Команды школьников работали под руководством студентов. Студентки специальности «Регионоведение» Школы политики и права AlmaU Жания Пеисова и Ажар Кожабекова изъявили желание выступить в качестве волонтёров и помогали работать в командах. А в одной команде девочка-лидер отделилась и захотела выступать одна. Мы не стали подвергать это критике. Причём, слушая её на защите проекта, я думал, что передо мной не ученица 10 класса, а студентка-выпускница — у неё был стилистически выверенный, грамотный язык с использованием профессиональной терминологии. Мы ей в итоге дали звание лучшего спикера. Также из участников могу особенно отметить, например, учеников павлодарской школы одарённых детей Марию Шамшину, Адию Жилкибаеву и Милану Кондратюк. Но это не говорит о том, что другие участники себя не проявили, просто конкурс есть конкурс. Мы всегда говорим всем участникам, что в олимпиадах важно участвовать, даже если вы не выиграете. Олимпиада — это возможность наращивать свои знания и заводить новые знакомства!.

В ходе Олимпиады был ряд успешно реализованных проектов. Например, одна из команд создала Telegram-бот Media Literacy, который обучает основам медиаграмотности. Другая команда создала Instagram-страницу для обучения медиаграмотности и на данный момент дорабатывает её функционал. Меня при проведении олимпиады порадовали два момента. Первый — у нас за все три тура (отборочный, полуфинал, финал) не было возмущённых участников, это очень приятно. Второй — то, что дети активно задавали вопросы. В такие моменты понимаешь, что они не просто включили Zoom и сидят в сторонке, а активно участвуют — слушают, уточняют, дают обратную связь. Ведь обратная связь — это то, ради чего лектор идёт к своему слушателю. Благодаря этому проекту я лучше узнал, какими являются современные школьники, чем живут, о чём мечтают. Меня поразило, что было очень много талантливых школьников, некоторые из которых порой на две-три головы выше студентов, — резюмирует Даниал Саари.

Материал подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при поддержке USAID.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи