СобытияПервый TOT в рамках MediaCAMP. Как проходит обучение медиатренеров

Первый TOT в рамках MediaCAMP. Как проходит обучение медиатренеров

21-25 февраля в Алматы и 28 февраля — 4 марта в Душанбе проходит тренинг для тренеров в области медиаобразования (Training of trainers, общепринятая аббревиатура TOT, «ти о ти» — прим. авт.). Тренинг имеет гибридный формат: офлайн с несколькими онлайн-включениями. Мы расспросили организаторов, тренеров и участников, что их привело на тренинг и как в Центральной Азии стать медиатренером.

Фото Алексея Ли

Тренерами TOT-2022 стали коуч, медиатренер, специалист по методологии обучения Ирина Чистякова (Бишкек), историк, журналист, редактор, медиатренер Виктор Мучник (Томск), журналист, медиатренер, специалист по онлайн-обучению Ленур Юнусов (Симферополь), а также международный эксперт — журналист, редактор, медиатренер Зоя Чарльз (Лондон). Планировалось, что Виктор и Ленур будут выступать офлайн, однако в итоге свои сессии они провели, подключившись онлайн. Однако это, вероятно, даже было к лучшему: одно из главных качеств любого тренера — это адаптивность и умение подстраиваться под обстоятельства, менять и концепцию тренинга, и план работы. Здесь участники могли поучиться этому у своих наставников.

Программа этого тренинга является частью направления, которое сейчас реализует проект MediaCamp. В основе — идея, что часть проектов должна проводиться в партнёрстве с другими организациями — когда обучающие тренинги проводит не сам тренер, а его партнёр. Поэтому перед объявлением проектов, которые будут организовывать партнёры, чтобы повысить потенциал партнёрских организаций, и было принято решение провести ТОТ.

В рамках проходящего уже четвёртый год проекта MediaCamp это первый тренинг для тренеров. Формат ТОТ — достаточно сложный в реализации проект: и в подготовке, и в проведении. Он включает много тем, для него требуется тщательный отбор. С одной стороны, организаторы стремятся, чтобы аудитория была хоть сколько-нибудь однородной. С другой стороны, «ты учишь тех, кто тоже учит»: необходимо сохранять градус интереса, нужно давать им то, чего они не знают, чем-то удивлять. Работа строится проектным методом: участники разрабатывают собственную тренинг-программу, которую смогут применять на практике.

Алевтина Мадьярова

— В этом году для участия в ТОТ были отобраны 36 человек: 12 из Казахстана, 16 из Таджикистана и восемь из Узбекистана. Из-за транспортных проблем приехать на тренинг в Душанбе смогли только четыре представителя Узбекистана. Конкурс на участие был большой — порядка 10 человек на место. Отобрать было нелегко, потому что подали много хороших заявок. В итоге отобраны достаточно опытные люди, это всё не новички, это всё практикующие тренеры, которые хотят прокачаться в методологии, инструментарии, современных тенденциях работы медиа и проведения медиатренигов. Нет среди участников тех, кто тренинги не делал никогда совсем. Все участники имеют медиабагаж за спиной.

Практика показывает, что чтобы вести медиатренинги, проходить подобный тренинг необязательно. Многие очень хорошие медиатренеры начинали свою работу интуитивно. Главное быть экспертом в той теме, на которую тренируешь. Среди наших участников тоже есть такие: они структурируют имеющиеся у них знания, прокачивают методологию, чтобы делать свою работу лучше, — говорит ведущая тренинга, координатор тренингового направления Internews Алевтина Мадьярова. — У нас острая нехватка тренеров, которые могут тренировать на национальных языках и тех, которые хотят работать в регионах. Поэтому именно им отдавалось предпочтение при выборе заявок. Почти все участники у нас двуязычные, они способны обучиться на русском языке, но преподавать будут на своём. Очень многие из них заинтересованы работать с аудиторией в малых городах и сёлах. Идти туда, где как раз их и не хватает. Именно такую цель ставят перед участниками ТОТ и Internews.

Фото Алексея Ли
Ирина Чистякова

— Участники этого тренинга — не начинающие тренеры, у многих из них уже есть свой стиль ведения тренингов, постоянные темы, с которыми они работают. Мы обучаем не школьников, не подростков, а взрослых людей, профессионалов в медиасфере. Мы даём им определённые принципы, правила, подходы к построению программы, к ведению самого тренинга. Их можно применить в разных тренингах в зависимости от того, кто и на какую тему проводит. Наша задача — собрать профессионалов, которые потенциально могут стать партнёрами по реализации образовательных для организации проектов и повысить их потенциал. Когда я говорю о наращивании потенциала, это не значит, что они на входе имеют низкий потенциал. А то, что всегда хорошо поучиться каким-то новым технологиям, посмотреть, как можно по-новому преподнести твою тему, как можно усилить её актуальность для той целевой аудитории, которую ты будешь обучать. В любой профессии важно наращивать потенциал, делать апдейт, — говорит тренер программы, методолог Ирина Чистякова. — Мы в тренинге знакомимся заново, хотя многие уже были ранее знакомы между собой. Потому что цель — создание комьюнити, сообщества людей, которые говорят на одном языке, в обучении используют одни и те же инструменты, а самое главное — добиваются эффективности обучения. Ведь мы всегда, когда планируем обучение, думаем о том, какой будет результат, какой будет эффект от обучения.

Также о своих ожиданиях и впечатлениях от тренинга рассказали его участники из Алматы.

Марат Садыков

— Я работаю медиатренером пять лет. На ТОТ я пришёл, чтобы «сверить часы». Мне важно правильно понимать, что сейчас происходит на рынке медиатренингов, в какой позиции нахожусь я сам. Плюс важно получить новые инструменты, потому что всё меняется очень быстро. Я записал себе уже много игр, которые тоже могу использовать. Удалось структурировать информацию, как будто кирпичики встали друг на друга. Фактически это обучение — как повышение квалификации, — говорит Марат Садыков, проводящий тренинги по мобильной журналистике, кризисным коммуникациям и предотвращению экстремизма.

Юлия Новикова

— Мне хотелось здесь оказаться, потому что я понимала, что это будет классная площадка с опытными тренерами. Я получила инструменты, подглядела немало каких-то форматов — как у преподавателей, так и у своих коллег, с которыми мы по командам разбились. И произошла совершенно удивительная вещь: я здесь близко познакомилась с журналисткой, которую очень уважаю — Джамилёй Маричевой. Мы оказались с ней в паре, и у нас совпала идея будущего тренинга, который мы здесь и разработали. Мы обе долго думали о том, как организовать культуру донатинга в стране. Как сделать так, чтобы люди научились поддерживать любимые медиа, общественную журналистику. Такое соучастие в производстве необходимого контента. Так что отсюда мы выходим с готовым проектом, — говорит PR-директор «Русского радио» Юлия Новикова.

Марал Айтмагамбетова

— Я почти 20 лет работаю в вузе. Лет 10 назад у меня появилась потребность вести курсы по журналистике для школьников и студентов — тех, кто хотел бы писать. Три года назад меня заинтересовала тема медиаграмотности, я прошла обучение и официально работаю медиатренером — провожу курсы для учителей и других взрослых. На ТОТ я взяла много методических фишек, интересных приёмов, которые позволяют повысить эффективность тренинга. Например, приём «плюс и плюс», модель «метод Колба» по поэтапному формированию умственных действий у взрослых и многое другое, — добавила преподаватель Инновационного Евразийского университета (Павлодар), тренер по медиаграмотности и журналистике Марал Айтмагамбетова.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи