Как связаны медиаграмотность, реклама и кино? Отвечают спикеры Эдьютона 2022

0
1439

8–12 февраля пройдёт инновационный семинар по медиаграмотности Эдьютон 2022, слоган которого в этом году — «Медиаграмотность: кино, реклама, игры». 8 и 9 февраля в рамках ежегодного инновационного семинара по медиаграмотности пройдут четыре открытые сессии (посмотреть их можно будет на Facebook-странице Internews Казахстан).

Открытые сессии проведут два спикера: исследователь рекламы из университета Тарту Александра Милякина (Эстония) и эксперт по кинограмотности, автор книг «Кино как универсальный язык», «125 лет кинодраматургии» Камилл Ахметов (Россия). Расписание следующее: 8 февраля в 15.30–16.35 — «Язык рекламы: основы семиотического анализа» и в 16.40–17.45 — «Зачем нужна кинограмотность?». 9 февраля в 15.00–16.00 — «Визуальная грамматика рекламы», в 17.00–18.05 — «Язык современного кино». «Новый репортёр» расспросил экспертов, как темы их лекций — реклама и кино — связаны с медиаграмотностью.

Александра Милякина (Эстония), исследователь рекламы:

«Долгое время мы жили в логоцентричном мире»

«Мне всегда было интересно, как создатели рекламы могут так сильно влиять на наше поведение с помощью, казалось бы, простейших инструментов — слов, фотографий, цветов, форм и т. д. Недаром рекламу иногда сравнивают с гипнозом — в это действительно легко поверить, если не знать, как она устроена. Понимая, на какие рычаги нажимают авторы рекламы, уже не захочется бежать в магазин и скупать всё подряд. А может, и захочется, но хотя бы осознанно!

Долгое время мы жили в логоцентричном мире, где всем правило слово, но сегодня на первый план вышли визуальные образы. Какие возможности и ограничения есть у вербальных и невербальных знаков? Как мы можем переводить одни в другие?

Без владения медиаграмотностью невозможно эффективно создавать и анализировать рекламу. Реклама всегда выражена в каком-то медиа, будь то телевизионный ролик, печатная реклама или баннер в социальной сети.

Разбираться в рекламе полезно всем. Каждый из нас наверняка попадал в ситуацию, когда после просмотра рекламы срочно хочется что-то купить и не совсем понятно, почему. Знания могут стать противоядием. Если достичь определённого уровня мастерства, можно научиться находить ошибки в рекламе и анализировать, почему она не работает так, как нужно. Ну и, конечно, можно применить себе на благо, если нужно срочно продать в соцсетях какую-то вещь или прорекламировать новый проект».

Камилл Ахметов

Камилл Ахметов (Россия), эксперт по кинограмотности:

«Чтобы пользоваться всем потенциалом видеожурналистики»

«Кино — довольно молодое искусство, которое существует всего 126 лет. Изобразительное искусство, скульптура, театр, литература существуют тысячи лет. Кино — это современный продукт, такая же революционная технология, как консервы: оно хорошо хранится, его легко купить и просто употребить. Большие литературные произведения «Дон Кихот» или «Война и мир» вы за два часа не потребите, а в виде фильма — можете. Плюс фильмы гораздо дороже в производстве, чем любое другое искусство. Оно стоит очень больших денег, их нужно отбить буквально за 2–4 недели проката. Поэтому кинопроизводители намеренно делают кино максимально легко употребимым, усвояемым продуктом, максимально конкурентным на рынке. Не зря все диктаторы XX века ценили кино как сильный пропагандистский инструмент — и Муссолини, и Ленин.

Знания по кинограмотности важны для тех, кто создаёт любую рекламу, для тех, кто производит видеоучебники. Например, вы производитель товаров или услуг, вы вложились в создание видеорекламы, а она не достигает целей, потому что ваш зритель не понимает, что она несёт, не улавливает ассоциацию. Или же вы производите видеоучебники: 90 % образовательного потенциала вашего видеокурса не достигает цели, потому что ваш зритель не образован для того, чтобы этот видеоконтент полностью усвоить. На сегодня видеокоммуникация стала основной, даже по телефону люди смотрят друг на друга в экран. Именно поэтому так важно понимать основы видеокоммуникации, которая складывается через кино.

Журналистам знания по кинограмотности нужны, чтобы пользоваться всем потенциалом видеожурналистики. Причём не только на телевидении, а вообще любой человек, который хочет снять видеоролик, может это делать через видеохостинги. Сегодня тележурналистом может быть любой, это абсолютно доступно. Только нужно знать, как снимать, как монтировать, с каким ритмом это нужно давать в эфир, как это сопровождать комментариями. То есть опять же надо знать, как работает киноязык. И успешные видеоблогеры-миллионники этим уже пользуются».

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).