Один грант Internews — шесть фильмов! Как получить деньги на медиаэкспедицию по Казахстану?

0
244

Отправиться в экспедицию на съёмки интересного фильма о родной стране — такая мечта есть у многих телевизионщиков. Однако сразу много «но»: редакция даст одного оператора, журналиста не отпустят больше чем на день-два, да и вообще рейтинговые у нас только политические и криминальные новости… А вот и нет! Об этом говорит опыт клуба путешественников Almaty Nomad, который в 2021 году получил грант от Internews в рамках конкурса «Большой формат».

Таким образом с апреля по ноябрь были сняты шесть короткометражных фильмов документального проекта «Я здесь» про жизнь в отдалённых уголках Казахстана: «По ту сторону льдов» (ВКО), «Дети КарЛАГа» (Карагандинская область), «Мен мұндамын» (Кызылординская область), «Атомный сосед» (ВКО), «В горах Маркаколя» (ВКО). Мы расспросили директора Клуба путешественников, независимого журналиста Мадину Ашилову, как её команда смогла и удовлетворить свой интерес к путешествиям, и создать рейтинговый контент для казахстанского ТВ.

Мадина Ашилова

Мадина, расскажите, пожалуйста, о себе. Как из журналиста вы стали директором проекта про путешествия?

— Я на телевидении с 2006 года. Была редактором телеканала «Хабар», после — шеф-редактором телеканалов «Туран ТВ» и Almaty TV. В 2017 году на стажировке в Университете Джорджии (США) при телеканале CNN я открыла для себя независимую журналистику, научилась снимать фото и видео, монтировать. И решила стать независимым журналистом — независимым от редакционных предпочтений, цензуры, негласной повестки дня. Это очень мешает в работе: приходится постоянно подстраиваться под интересы редакции, заказчиков. А время сменилось, основной заказчик сегодня — аудитория.

Мы открыли Общественное объединение «Клуб путешественников Almaty Nomad», чтобы по итогам путешествий и экспедиций создавать собственный контент, который интересен аудитории. К моему удивлению, у нас начало хорошо получаться, о чём говорят премии: от Kazakh Tourism (2018), от Министерства информации и общественного развития РК (2019). В этом году я стала победителем проекта «100 новых лиц Казахстана», также мне вручили госмедаль «Шапагат». Никогда раньше, даже когда я возглавляла крупные редакции и телепрограммы, меня так не поощряли. Думаю, что у журналистики, ориентированной на людей, большие перспективы в Казахстане.

В СМИ мы контент отдаём безвозмездно. Наши материалы выходили на сайтах Tengrinews (1, 2, 3, 4, 5),  VoxPopuli.kz (1, 2, 3, 4), TheSteppe (1, 2), “Колёса», BNews, а также телеканалах Almaty TV, «Мир», «Хабар», «Ел Арна», «Туран ТВ» и другие. Основное финансирование у нас за счёт спонсорских средств, безвозмездной помощи различных организаций, привлечения любителей-энтузиастов и, конечно, за счёт финансовой поддержки государственных и международных фондов. Ранее мы получали гранты от Internews (2018), МИОР РК (2019-2021), Фонда Нурсултана Назарбаева (2018-2019) и др.

Как родился проект Клуб путешественников Almaty Nomad? Почему он так называется?

— В 2016 году на телеканале Almaty TV мы с продюсером Алибеком Бегалиновым придумывали, как нестандартно осветить праздник 9 Мая. Мы на своём автомобиле из Алматы поехали в сторону Берлина, через Сталинград (сейчас Волгоград — прим. ред.), Курск, Тулу, Волоколамское шоссе, разъезд Дубосеково. Каждый день мы выходили в прямой эфир в новостях телеканала Almaty TV, рассказывая о подвигах казахстанцев, а 9 мая в прямом эфире вещали с Рейхстага (Берлин). Получилось интересно.

После мы снарядили медиаэкспедиции по Великому Шёлковому пути, по разным регионам Казахстана. В 2022 году мы планируем на автомобиле отправиться в кругосветку. Мы путешествуем, чтобы рассказывать зрителям о социально значимых вещах, принести им пользу, заставлять удивляться и задумываться. Путешествие ради путешествия неинтересно. Мы путешествуем в основном на автомобилях, каждая поездка — испытание. Мы — потомки кочевников, поэтому называем себя алматинскими номадами.

Расскажите о вашей команде, пожалуйста.

— Наша команда — небольшая и дружная, со многими мы начинали работать на ТВ в 2000-х. У продюсера Алибека Бегалинова талант в медиапродюсировании, он умеет находить спонсоров на любые проекты и налаживать отношения со СМИ. Благодаря ему мы сотрудничаем с 17 СМИ в Казахстане, а также зарубежными телеканалами «Настоящее время», «Россия», Russia Today и др. Завкафедрой международных коммуникаций КазУМОиМЯ имени Абылай хана Ольга Ким помогает нам находить волонтёров из числа молодых журналистов и пиарщиков, проводить кинопоказы и т. д. С Венерой Рахимжановой — ранее видеоинженером, а сейчас директором программной службы телеканала «Туран ТВ» — мы работаем с 2014 года. Она скрупулёзно перебирает сотни кадров на монтаже, чтобы выбрать лучший. С оператором Тимуром Бошаевым мы вместе прошли жёсткую школу «Хабара», работали на Qazaq TV и «Туран ТВ». Он лучше всех снимает дикую природу, может часами сидеть в зарослях и выжидать своего «героя».

Все мы единомышленники, для нас природа и путешествия — это смысл жизни. Мы можем неделями жить в палатках, готовить на костре, днями и ночами ехать, ловить интересные моменты, все обучены правилам выживания, первой помощи, картографии, все выносливы к переменам климата, погоды. Я оценила, насколько всё это важно, когда нужно было пригласить в команду новых операторов и режиссёров. Многие из них уже в первые дни «ломались» и уходили с проектов.

Вы получили грант от Internews на создание цикла фильмов «Я здесь». Какую цель вы ставили этими фильмами?

— Показать жизнь людей в отдалённых регионах страны, отразить, что, несмотря на удалённость, они испытывают очень сильное и пагубное влияние цивилизации. Например, жители Саржала близ Семипалатинского полигона уже давно свыклись с радиацией, купаются и едят рыбу из «атомного озера» (воронка, образованная взрывом ядерной бомбы). Нам хотелось понять, что держит этих людей в такой отдалённости, без дорог, связи, благ цивилизации. Думаю, дело в привязанности, искренней преданности родной земле. Они не жалуются на судьбу, а адаптируются и живут дальше. При этом они счастливы, потому что их жизнь наполнена смыслом — у них есть своё дело: кто-то разводит маралов в горах, кто-то — верблюдов в пустыне, кто-то подкармливает косуль в лесу.

Изначально мы хотели делать фильмы на русском с дубляжом на казахский и английский. Но дубляж мы исключили почти сразу. Потому что нам было важно показать эмоции наших героев, а дубляж этого не позволял. Он делал фильм искусственным, словно вымышленным, постановочным. Поэтому мы остановили свой выбор на субтитровании.

Этот проект научил меня доверять интуиции и быть терпеливой. Людей, привыкших к уединению, незнакомец скорее раздражает, чем радует. Только когда ты становишься своим, тебе открываются.

Ваши фильмы выходили на телеканале «Туран ТВ». Почему вы выбрали именно эту площадку?

— Я сотрудничаю с каналом с 2014 года — почти с основания, веду многие программы. «Туран ТВ» — это канал о путешествиях, природе, рыбалке, туризме, где нет цензуры и строгих рамок, а есть доверие и уважение к автору. Основная аудитория канала — люди в возрасте 30-50 лет, любящие активный отдых, природу, путешествия. Я думаю, они непременно захотят посетить и горы Маркаколя, и дикие леса Северного Казахстана, и пустыни Аральского моря. Наши целевые аудитории совпадают, поэтому мы для сотрудничества выбрали его.

Канал транслируется на всю страну, его знают и любят, но временами он испытывает финансовые трудности, держась на энтузиазме своих основателей. Поэтому такой дорогой с финансовой точки зрения контент восприняли очень радушно. Канал со своей стороны помогал, чем мог — предоставил часть оборудования, дополнительных операторов, звукозаписывающую студию. В ноябре директор программ телеканала сообщила, что за последние месяцы рейтинги существенно выросли. Отчасти это связывают с появлением и наших фильмов: телеканал транслирует их с завидной частотой — от 12-15 повторов каждого фильма.

Можете поделиться секретами создания фильмов в стилистике BBC и Discovery?

— Работать на природе очень сложно. Нужно всё время рассчитывать направление ветра, подстраиваться под солнце, искать живых героев в виде диких животных, птиц, рептилий — без них фильм будет казаться пустым. Для таких съёмок важна техника: хорошие камеры с разными объективами (особенно важен длиннофокусник, помогающий ловить моменты), экшен-камеры, дроны, свет, хорошие микрофоны. В идеале нужно очень дорогое оборудование, сощданное специаль для кино. Мы же снимали на фотоаппараты. При этом самое главное не техника, а везде проходимый транспорт. Бывало, что до точки назначения мы меняли несколько машин.

Ни разу нам не удавалось снять задуманное за плановые шесть дней. То нас настигала снежная метель, то песчаная буря, то дожди… Мы ждали столько, сколько было нужно. Неторопливость, пожалуй, очень важная вещь в производстве такого контента. В путешествиях бывают опасности, которые только прибавляют энтузиазма: например, на Бухтарминском водохранилище наши операторы дважды провалились под лёд у берега.

Довольны ли вы просмотрами фильмов, статистикой в соцсетях?

— Мы планировали охват в 300 тысяч человек и целенаправленно к нему шли. На деле охват получился на 20 % больше, что, конечно, нас очень обрадовало. Реализация проекта «Я здесь» показала важность работы в соцсетях. Мы, телевизионщики, раньше мало внимания уделяли соцсетям. Многие медиапродукты мы не выкладывали в интернет, оставляя сугубо для телевизионного эфира. И зря! Нам удалось собрать неплохую аудиторию через сайт, паблики (Facebook и Instagram) , YouTube. Аудитория соцсетей очень активная — люди комментируют, делятся, выражают свою реакцию. В будущем мы усилим эту работу. Будем больше производить контента для соцсетей и более активно взаимодействовать с аудиторией.

А был ли какой-либо неожиданный эффект?

— Да. Наши фильмы отобрали на несколько кинофестивалей, в том числе — на престижный кинофестиваль «Россия». Наши фильмы и по сей день участвуют в разных фестивалях, несмотря на то, что мы уже даже не подаём заявки. Организаторы кинофестивалей сами связываются и предлагают нам представить его на очередном показе. Так, наши фильмы видели в Москве, Екатеринбурге, Ингушетии, Омске, Волоколамске и других городах.

Одну из серий отметила министр информации и общественного развития РК Аида Балаева. Это была серия «Дети КарЛАГа» о детях узников и тюремщиков казахстанского ГУЛАГа в селе Долинка. Она подчеркнула, что эта серия важна живой памятью и интервью жертв политических репрессий. Думаю, именно благодаря этому фильм показали в эфире телеканала «Хабар».