Медиарынок в эпоху пандемии. Что обсуждали на Media Құрылтай-2021?

0
407
Әсел Қараулова "Пандемия дәуіріндегі медианарық. БАҚ-қа деген сенім және қоғамдық пікірді басқару" панелді талқылауына модератор болып тұр. Фото: Қазақстан Баспасөз клубы / Асель Караулова модерирует панельное заседание "Медиарынок в эпоху пандемии. Доверие к СМИ и управление общественным мнением". Фото: Казахстанский Пресс-клуб

25 ноября в Алматы прошёл 13-й Media Құрылтай, партнёром которого в этом году стал Internews в Казахстане. Организатор ведущей казахстанской отраслевой конференции по вопросам развития медиарынка и СМИ — Казахстанский пресс-клуб во главе с президентом Асель Карауловой. Главной темой конференции 2021 года стало влияние пандемии COVID-19 на информационную среду в целом и медиарынок Казахстана в частности. Рассказываем о ключевых дискуссиях конференции.

Media Құрылтай-2021 начался с минуты молчания в память о журналистах, которые умерли за последние полтора года.

В первой части конференции важной темой обсуждения стал госзаказ. Участники Media Құрылтай говорили, что важно не путать госзаказ с господдержкой. «В Казахстане сейчас 85 % рынка — за частными СМИ», — дал оценку председатель комитета информации МИОР Канат Искаков — видимо, таким образом подчёркивая, что влияние госзаказа не так велико. Однако далее из уст спикеров прозвучали цифры, которые всё расставили по своим местам: рынок частных СМИ составляет 50 миллиардов тенге, а рынок господдержки — 100 миллиардов. Соучредитель Правового медиацентра, юрист Гульмира Биржанова, выступавшая модератором одной из сессий, подчеркнула разницу: «Господдержка — это когда деньги вливаются без вмешательства в контент».

Гульмира Биржанова модерирует панельное заседание «Изменения в законодательстве о СМИ. Куда двигается медиарынок?» Фото: Казахстанский Пресс-клуб

Также разговор шёл о рекламе. Участники рынка констатируют, что рекламы мало, и при этом её постоянно пытаются ограничить. Новый вызов для медиарынка — ограничение рекламы всего «вредного»: не только алкоголя и сигарет, как ранее, но и сахаро- и солесодержащего. Также участники конференции говорили, что Казахстан превращается в информационную колонию — фактически нет преференций для местного контента.

Панельное заседание по теме изменений в законодательстве о СМИ показало, что между властями и журналистами нет взаимопонимания. Председатель комитета информации МИОР Канат Искаков рассказал, что министерство открыто к диалогу, и перечислил, какие вопросы решаются: социальная защита журналистов, защита прав журналистов, поддержка печатных СМИ.

А медиаконсультант, экс-главред сайта HOLA News Зарина Ахматова поделилась опытом взаимодействия с госорганами во время 10-дневной блокировки сайта. Она отметила, что на посту главреда была вынуждена заниматься не медиаменеджментом, не созданием контента, а решением юридических вопросов с госорганами. Канат Искаков, выслушав её, сказал, что, вероятно, проблемой могли быть разногласия с администратором сайта… Диалог формально есть, а по факту — нет.

Генеральный директор «Первого канала Евразия» Сергей Киселёв говорил, что закон «О СМИ» 1999 года латать нет смысла, потому что мир изменился, а закон остался прежним. Министерство информации и общественного развития каждый год обещает изменения, однако на самом деле нового закона так и нет.

«У меня осталось двоякое впечатление от сессии. Есть хорошие моменты, есть не очень позитивные. Всё, что связано с позицией Министерства информации и общественного развития, которое каждый год обещает изменения: одни обещания, нет конкретики. Мы так и не получили ответ на главный вопрос: примут ли закон о СМИ? Мы со своей стороны выразили готовность в разработке закона.

По Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана – радуют планы в части законодательства о защите персональных данных. Вспомнили про право на забвение: эту норму активно обсуждали, но после переговоров с нами убрали. Надеемся, что она не вернется . Обсудили вопросы, когда журналистам не требуется согласие на использование персональных данных. Также порадовал Верховный суд: здесь больше перспектив и планов. Активно обсуждается вопрос принятия важного постановления о защите чести и достоинства. И в планах принятия нового постановления о гласности.

Также немного порадовал депутат мажилиса парламент РК Айдос Сарым, сообщивший, что нормы, связанные с регистрацией представительства соцсетей в первоначальном виде, сейчас пересматривают. Но он, к сожалению, считает, что новый Закон о СМИ сейчас не нужен, лучше вносить изменения в профильные законы», — дала подробное разъяснение медиаюрист Гульмира Биржанова.

Айбар Олжаев модерирует панельное заседание «Взаимодействие пресс-служб государственных структур и СМИ: как построить работу win-win?» Фото: Казахстанский Пресс-клуб

Во второй части конференции прошли ещё две сессии, презентация итогов медиаисследования и две открытые лекции. На сессии «Казахоязычная журналистика: проблемы и пути решения» (проходила на казахском языке) обсуждались такие проблемы, как трудности с доступом к казахоязычной информации, вопросы монетизации и самоцензуры. На второй сессии пресс-секретари госорганов рассказывали о своём взгляде на взаимодействие со СМИ.

Также региональный представитель по медиаграмотности Internews Казахстан Гульнар Асанбаева кратко презентовала результаты исследования по медиапотреблению и медийно-информационной грамотности в Казахстане. Медиаисследование было проведено в 2021 году в трёх странах — Казахстане, Узбекистане и Таджикистане.

Это второе исследование, первое было проведено в 2019 году.

Internews регулярно проводит социологические и маркетинговые экспертизы, которые недоступны большинству редакций, и делится ими с рынком. Полностью исследование ещё не опубликовано, позже будет проведена официальная презентация результатов по всем трём странам.

Предварительные выводы исследования таковы:

  • Телевидение как источник информации сдаёт позиции, всё больше населения предпочитает получать информацию в соцсетях, включая людей старшего возраста.
  • Наиболее популярные соцсети (по убывающей): WhatsApp, YouTube, Instagram, Telegram, ВКонтакте.
  • Казахстанцы предпочитают зарубежный контент.
  • Меньше 30 % готовы платить за новости, подкасты или аналитику.
  • Доверяют информации в соцсетях только 9 % казахстанцев.
  • Производство контента на казахском языке является одним из наиболее перспективных направлений.
  • Интегральный индекс медиаграмотности вырос по сравнению с 2019 годом.

Конференция завершилась двумя параллельными мастер-классами. Лекцией российского медиатренера Артёма Галустяна, который рассказал о принципах мультимедийного сторителлинга (партнёры этого мероприятия — медиаклуб The Pen и компания Beeline), а также лекцией Думана Смакова по проекту Open Base (на казахском языке).

Посмотреть запись всех сессий Media Құрылтай-2021 можно по этой ссылке.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).