Как развивается медиаграмотность в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане

0
231
Фото с сайта freepik.com

С 25 октября по 1 ноября проходит Глобальная неделя медиаграмотности. Мы расспросили сотрудников и партнёров Internews в трёх странах — Казахстане, Таджикистане и Узбекистане — о том, как сегодня развивается медиа- и информационная грамотность, что уже сделано, а что ещё предстоит сделать.

Региональный консультант по медиаграмотности Центральноазиатской программы MediaCAMP Гульнар Асанбаева (Казахстан):

«Мы проводим формальное и неформальное обучение»

— Главные итоги этого года — завершение учебных ресурсов по медиаграмотности для преподавателей вузов на национальных языках и адаптированных к местному контексту во всех трёх странах, в которых мы работаем. Также одобрен учебник по медиаграмотности для старших классов, подготовленный по нашему проекту долгосрочным партнёром, Международным центром журналистики MediaNet. Электронная версия этого учебника пользуется большим спросом у энтузиастов медиаграмотности в частных школах, гимназиях и лицеях. Но бить в литавры пока ещё рано. Министерство приняло решение сделать медиаграмотность в качестве предмета по выбору для учеников восьмых классов. Пока есть проект учебной программы, в разработке которого Internews принял непосредственное участие, а учебники для восьмых классов ещё предстоит создать. В среду, 27 октября, мы встретились с представителями Министерства образования и науки РК, Национальной академии образования им. И. Алтынсарина и преобразованного центра «Учебник» — намечены планы дальнейшего взаимного сотрудничества по продвижению медиаграмотности в системе образования.

Медиаобразование — это не только институализация медиаграмотности в системе образования, подготовка преподавателей и тренеров по этому направлению. В век современных технологий это путь каждого человека, желающего найти достойное место в жизни, это обучение всех слоёв населения, причём новыми нетрадиционными методами, в том числе и через развлечения, игры, праздники. И совершенно естественно, что успешными проектами года стали Дома медиаграмотности, они показали себя очень эффективным мостом между проектом MediaCAMP и интересами населения. У нас два Дома медиаграмотности в Казахстане и два — в Таджикистане. И ещё могу назвать наиболее эффективными проектами проведение Фестивалей медиаграмотности в 12 регионах Казахстана и двух регионах Таджикистана. Партнёры по проведению фестиваля в Казахстане настолько прониклись творческим отношением, что впервые в стране проводили сессии по кинограмотности, создали аудиосказки для детей на казахском и русском языках с прекрасными иллюстрациями Светланы Раздобы.

Ежегодно мы проводим MеdiaCAMP Эдьютон, инновационный семинар-обучение. Опытные менторы и тренеры работают на нём с теми, кто подаёт заявки на получение финансирования. В феврале 2021 года в результате открытого конкурса на Эдьютоне победили авторы 24 проектов. 90 % из них на сегодня завершены. Среди выполненных проектов выделяются дебаты среди школьников и студентов на трёх языках, обучение МИГ юных читателей библиотек, постеры казахстанского иллюстратора Светланы Раздобы — у нас на «Новом репортёре» есть страница, посвящённая им.

В Таджикистане обратили на себя внимание создание комиксов, обучение медиаграмотности пожилых людей, детский телесериал. Слова особой признательности хочется сказать о вайнах, снятых Мукимджоном Абдуфаттоевым и актёрами его театра комедии «Хандинкамон». Они снимали свои видео в труднодоступных районах, привлекая местных жителей, результатом проекта являются не только сюжеты, но и непосредственое приобщение к медиаграмотности сельских жителей.

По Узбекистану тоже были хорошие проекты. По созданию журналистского контента, тиктоков, проведению уроков МИГ для школьников.

Год знаменателен тем, что мы расширили свои международные связи, начали плотно сотрудничать с экспертами по медиаграмотности из России, Эстонии, постоянно поддерживаем связь с Кыргызстаном, Украиной, Беларусью. Также мы провели исследование по медиаграмотности в трёх странах, планируем провести презентацию результатов в ноябре — опубликовать его вместе с комментариями экспертов. Сравнивая его результаты с исследованиями 2019 года, предварительно можно сказать только одно: сделано много нового, интересного, но ставить точки над i мы не будем. Медиаграмотность — это образование, которое нужно обновлять всю жизнь, и в новом, четвёртом году MеdiaCAMP нас ждут не менее интересные проекты.

Журналистка, исследовательница, популяризатор медиа- и цифровой грамотности Гузаль Махкамова (Таджикистан):

«Медиаграмотность нужно преподавать с детского сада»

— Несмотря на то, что в Таджикистане направление медиа- и цифровой грамотности стало популярным относительно недавно, за короткий срок республика успела сделать большой скачок в плане развития этой темы. О том, что медиа- и цифровая грамотность относится не только к журналистам, но и ко всем сферам, я вообще впервые услышала в 2017 году во время Эдьютона, который организовал Internews. Оказалось, что в других странах уже детей обучают навыкам медиаграмотности, а в Таджикистане даже не все журналисты владели информацией в полной мере.

Четыре года назад мне советовали запустить НПО, которое занялось бы развитием медиа- и цифровой грамотности среди детей и подростков и стать первой в Таджикистане. Однако сделать это не удалось по семейным обстоятельствам. А работу в медиа- и цифровой грамотности я продолжила.

Мы стали сотрудничать с Фондом развития СМИ для развития медиаграмотности, переводили тематический контент на таджикский язык, занимались исследованиями. Первоначально я думала, что медиаграмотность стоит преподавать журналистам, однако мои коллеги из соседних стран меня переубедили, объяснив, что этот предмет нужно преподавать с детского сада. И тогда я начала сотрудничать с Американскими уголками в Худжанде и проводить тренинги для подростков и детей.

Всего за четыре года в Таджикистане появилось множество НПО, которые занимаются развитием и популяризацией медиа- и цифровой грамотности; журналисты и целые СМИ реализовывают проекты в этом направлении, появилось много контента на таджикском языке, посвящённого этой теме, выпущен учебник. Детям и подросткам стали доступны тренинги по медиа- и цифровой грамотности, которые проводят местные организации. Кроме того, зарубежные доноры поддерживают развитие медиа- и цифровой грамотности на протяжении нескольких лет, не останавливаясь на достигнутом.

К сожалению, в нашей системе образования пока не появился отдельный предмет по медиа- и цифровой грамотности, но я знаю, что совместная работа гражданского общества, представителей международных организаций и Министерства образования и науки уже начата. Надеюсь, что в будущем этими вопросами будет заниматься не только сектор гражданского общества, но и государство, потому что в развитии медиа- и цифровой грамотности заинтересованы все без исключения.

Директор Центра развития современной журналистики Саида Сулайманова (Узбекистан):

«Медиаграмотность превращается в ключевую и определяющую компетенцию человека»

— Мы включились в процесс развития МИГ в Узбекистане в 2015 году. Эта тема активно начала продвигаться в журналистском сообществе и, в частности, в вузах, специализирующихся на подготовке журналистских кадров. На основе ведущего мирового опыта была разработана методическая база для внедрения МИГ. В частности, подготовлено учебное пособие «Узбекистан по пути развития медиаобразования». Надо отметить, что на начальном этапе в Узбекистане очень способствовали этому процессу проекты ЮНЕСКО.

В настоящее время пришло понимание, что медиаобразование — это не только компетенция журналистов, блогеров и работников медиасферы. Современное общество всё больше развивается в сторону цифровизации и конвергенции. В этих условиях МИГ превращается в ключевую и определяющую компетенцию человека. Стало очевидно, что МИГ необходима всем: начиная от детей дошкольного возраста и до старшего поколения, так как медиаиндустрия развивается очень бурно, растёт медиапотребление, открыт доступ ко многим базам, услугам и возможностям, в том числе в сфере развития гражданского общества, через электронные площадки. Это диктует необходимость развития новых компетенций, критического мышления и встаёт вопрос о широком медиаобразовании всех слоёв населения.

Сегодня Центр развития современной журналистики в рамках нескольких проектов, таких как DW_MIL_UZ, Клиника юридической поддержки медиа, журналистов и блогеров Узбекистана, BRYCA и других, работает над внедрением медиаинформационной грамотности не только как базовой компетенции журналистов, но и в сферу образования, государственного и гражданского сектора.