«Мы обучали медиа продуктовому подходу». Тренеры, менторы и участники о Business LAB 2021

0
307
Фото с сайта depositphotos.com
Фото с сайта depositphotos.com

В мае-июле 2021 года Internews в онлайн-формате провёл бизнес-лабораторию Business LAB 2021. На тренинг заявились 20 команд из Казахстана и Таджикистана, активно участвовали 11 редакций. А новое производство и/или продажу начали шесть медиа: Manshuq, Петропавловск News, «Уральская Неделя», MyBusiness, Shapalaque (все — Казахстан), а также Zira media (Таджикистан).

Сейчас участники завершили обучение и подали заявки на гранты. Те, кто получит гранты на усиление финансового и управленческого потенциала, также будут иметь менторскую поддержку. Мы расспросили о промежуточных итогах бизнес-лаборатории автора программы этого года и гранд-тренера Евгения Кулакова (Россия), менторов — медиаменеджеров Умеда Бабаханова (Таджикистан) и Вячеслава Абрамова (Казахстан), а также представителей трёх команд-участниц — представителей Manshuq Аруну Амзееву и MyBusiness Зарину Мамедову (оба — Казахстан), а также издания Zira media Мухайё Нозимову (Таджикистан).

Главным тренером проекта в этом году стал медиатренер, эксперт по юзабилити, веб-аналитике и анализу аудитории, основатель проекта Mediatoolbox.ru Евгений Кулаков. Создавая программу, он сделал акцент на обучении медиа продуктовому подходу, который успешно используется в IT-среде. Программа лаборатории включала в себя неделю теоретических онлайн-занятий, а далее — более двух месяцев практических групповых и индивидуальных консультаций, гостевых встреч и полевой работы. Цель лекций, мастер-классов — показать, как работает продуктовая разработка в разных цифровых индустриях — IT-индустрии, индустрии игр, медиасфере. Участники лаборатории узнали, какие бывают характеристики продукта, как самим создать продукт, как относиться к самому медиа как к продукту.

Главный тренер Business LAB Евгений Кулаков

«Мы обучали медиа продуктовому подходу. Мы хотели, чтобы редакции освоили в своей работе консюмерский (отвечающий интересам потребителей — прим. ред.) подход. Создаваемый медиаконтент должен быть продуктом, то есть качественно удовлетворять определённые запросы аудитории. Речь не столько о качестве текстов или видео. Речь о том, чтобы поставлять продукт вовремя и в тех объёмах, которые ожидает потребитель, чтобы он покрывал потребности и задачи потребителя. Те команды, которые дошли до конца лаборатории, сумели внедрить этот подход. Эти редакции начали производить продукты, они перестроили свои внутренние процессы так, чтобы лучше удовлетворять продуктовые потребности цепочки», — говорит Евгений Кулаков.

Далее следовала практическая часть. Каждое медиа получило своего ментора. Менторами были выбраны практические специалисты, которые не столько знают теорию, сколько сами запускали медиа, рекламу в них, ставили контент. Люди, которые сами «набили все шишки» и могут поделиться опытом решения трудностей. Фактически это был коучинг: для каждой редакции была создана цепочка целевых шагов, которую она должна была пройти. Среди менторов проекта были руководитель медиахолдинга «Азия-Плюс» Умед Бабаханов (Таджикистан), главный редактор Vlast.kz Вячеслав Абрамов (Казахстан), коммерческий директор медиакомпании «Бумага» Мария Рзаева (Россия).

По словам руководителя таджикистанского медиахолдинга «Азия-Плюс» Умеда Бабаханова, ему «как человеку, много лет проработавшему в сфере медиа, эта программа очень понравилась».

Ментор Умед Бабаханов

«В подавляющем большинстве мы романтики. Мы все мечтаем поскорее открыть своё медиа и “нести людям правду”, но редко задумываемся, где на это взять деньги — как платить за аренду офиса, интернет или услуги бухгалтера. И как сделать так, чтобы наша мечта жила и развивалась дальше. И это большая проблема, потому что нехватка знаний и опыта в медиабизнесе приводит к тому, что большинство проектов умирает уже на начальной стадии или сразу после того, как закончится грант.

С этой точки зрения Business LAB 2021 как раз ставит перед участниками жизненно важную цель — научиться смотреть на своё медиа как на бизнес, искать и находить общие интересы с потенциальными рекламодателями и партнёрами, создавать форматы, которые будут одинаково интересны и вашей аудитории, и вашим новым бизнес-партнёрам. Думаю, что данная учебная программа полезна не только для начинающих медиастартапов, но и для сформировавшихся СМИ, давно работающих на рынке — всегда полезно сделать ревизию своей деятельности и оценить, соответствуешь ли ты современным трендам в развитии индустрии или безнадёжно застрял в середине 90-х», — пояснил Умед Бабаханов.

Своё мнение о программе и менторстве высказал ещё один наставник проекта — главный редактор казахстанского проекта Vlast.kz Вячеслав Абрамов.

Ментор Вячеслав Абрамов

«Как ментор я говорил не только об успешных моделях, но и о том, что не работает, что мы уже опробовали. Своей основной задачей я видел помочь редакциям, которые сохраняют независимость, но при этом делают медиа как бизнес, ускорить какие-то процессы, выработать оптимальные для них решения. Меня порадовало, что довольно много активных команд есть и в Казахстане, и в Таджикистане. Я увидел, что редакции не просто выживают, а пытаются делать интересные вещи с точки зрения бизнеса, развивают себя как бизнес, при этом оставаясь независимыми, не пытаясь работать исключительно с государственными деньгами. Радует, что они готовы учиться и меняться.

Кроме того, участие в Business LAB помогло мне переоценить собственную работу, взвесить решения, принятые за последнее время. Сейчас не просто сократился рекламный рынок — многие рекламодатели перешли на платформы социальных медиа — Facebook, YouTube. Плюс пандемия, которая привела к росту трафика. Очевидно, что старые модели перестали работать. Например, модель заработка на офлайн-мероприятиях. Поэтому я рад, что у меня на Business LAB была возможность подумать о стратегическом планировании для своего медиа», — сказал главный редактор Vlast.kz.

Также своими впечатлениями от участия в бизнес-лаборатории поделились её участники.

Основатель и издатель медиа Manshuq Аруна Амзеева отмечает, что они приняли решение участвовать в Business LAB, «когда поняли, что довольно быстро растут и внутренние процессы не всегда поспевают за ростом медиа».

Основатель, издатель Manshuq.com Аруна Амзеева

«У нас было желание всё систематизировать, поучиться у более опытных коллег, со стороны посмотреть на внутренние процессы нашего медиа. Например, у нас появился бриф для клиента, мы поняли его необходимость, что он сэкономит нам много времени. Раньше у нас как такового брифа не было, мы всегда обсуждали на встречах: чего хочет клиент, какая задача стоит, кто аудитория, какой продукт мы рекламируем. Два наших новых партнёра уже заполнили его, мы уже приступили к реализации проектов по этим данным», — рассказывает медиаменеджер интернет-издания для современных женщин.

Придя на Business LAB, Аруна и её партнер очень хотели, чтобы их ментором стала соосновательница санкт-петербургского медиа «Бумага» Мария Рзаева. Так оно и вышло. Совместно с Марией издательницы женского сайта работали над усовершенствованием продаж подкастов. И остались очень довольны результатом.

«У нас два вида подкастов: редакционные, в которых мы отвечаем на вопросы читателей, а также партнёрские коммерческие подкасты. Мы делали подкаст с компанией Johnson & Johnson о ВИЧ, интегрировали в наши подкасты рекламные паузы от “Фридом Финанс”, а также каждый месяц в течение года выпускаем подкаст с американским консульством. Однако всё равно чувствовали, что нам нужны ещё знания и скиллы по этой теме. Мария помогла нам привести наше рекламное предложение в такой вид, чтобы продукт стало легче предлагать партнёрам. А самым главным результатом бизнес-лаборатории стало появление двух новых партнёров на подкасты. Мы подписали договоры и в августе-сентябре будем делать подкасты с теми, о ком даже не мечтали, что получится», — дополнила Аруна Амзеева.

Коммерческий директор онлайн-журнала о предпринимательстве MyBusiness.kz Зарина Мамедова говорит, что для неё Business LAB стал открытием, потому что она специализируется в основном на сфере продаж: как продавать, кому продавать. А бизнес-лаборатория «помогла взглянуть на аудиторию медиа под другим углом, более углублённо, более детально».

Коммерческий директор MyBusiness.kz Зарина Мамедова

«Мы многому научились. Мы поняли, кто именно наша аудитория — примерный возраст, пол, предпочтения, детально разобрали каждую из аудиторий, под каждый сегмент прописали, какой контент мы можем им предложить. А самое главное — как всё это можно монетизировать. Мы также разработали парочку предложений, которые планируем запустить уже совсем скоро. Мы планируем придумывать новые проекты, новые форматы контента и улучшать его, а также систематизировать бизнес-процесс внутри компании, привлекать новых сотрудников и бизнес-партнёров», — поделилась Зарина Мамедова.

Участием в проекте осталась довольна и автор медиапроекта Zira media Мухайё Нозимова (Таджикистан).

Автор медиапроекта Zira media Мухайё Нозимова

«Мы подавали заявку, чтобы определить, куда нашему изданию двигаться дальше. В 2019 году на грантовые средства от фонда “Сорос” мы провели обучающий проект для молодых журналистов из Таджикистана и Кыргызстана. Проект завершился, мы искали новые возможности. На лаборатории каждую неделю у нас была встреча с менторами, на которых мы разработали видение и концепцию нашего медиа, а также определились с целями. Эти встречи помогли нам сфокусироваться на главном, мы разработали несколько внутренних стандартов для нашей редакции», — сказала издатель таджикского медиа. —

Главным результатом участия в Business LAB мы считаем налаживание сотрудничества с одним из самых крупных изданий нашего рынка — “Азия-Плюс”, руководителем которого является один из наших менторов Умед Бабаханов. Он сам предложил нам готовить для них контент, сказав: “У вас есть контент, у нас есть аудитория”. Мы сейчас готовим материалы, они со ссылкой на нас публикуются на всех платформах “Азия-Плюс”. Это даёт нам дополнительную аудиторию. Также мы наметили других потенциальных партнёров. Мы планируем налаживать отношения, искать новые источники финансирования. Сейчас наша работа в основном строится на донорских грантах. А мы хотим двигаться дальше — быть независимыми. Для этого нам нужно разработать план устойчивого развития и следовать ему», — дополнила Мухайё Нозимова.

Также главный тренер бизнес-лаборатории Евгений Кулаков добавил, что проводилась оценка участников бизнес-лаборатории на входе и выходе.

— Мы создали автоматизированную систему оценки по ключевым критериям (организация, продукты, редакция, текущая аудитория, дистрибьюция, технологии и безопасность, монетизация). Первую оценку (на входе) делали сами команды, то есть это была самооценка. Вторую оценку — на выходе — ставили уже привлечённые менторы. Выяснилось, что команды оценивают себя чрезмерно оптимистично: на 1-2 пункта выше, чем те оценки, на которые они «тянут» по мнению менторов. Поэтому «возвращение в реальность» тоже стало одним из результатов бизнес-лаборатории, наряду с построением бизнес-процессов и с реальными заключёнными контрактами, — резюмировал главный тренер проекта.

Проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Подробнее о программе читайте, пожалуйста, здесь. Подробнее об организации: Internews в Казахстане.