«В Казахстане так открыто про это не говорили». Как проходят первые в стране фестивали медиаграмотности

0
693

В апреле-июле 2021 года в 12 регионах Казахстана впервые проходят фестивали медиаграмотности на русском и казахском языках. В этом году они гибридные: основная программа — онлайн, а модуль по обучению пенсионеров проходит в реале. Организуют фестивали три человека — медиатренеры Евгений Хабаров (пять регионов), Татьяна Голубцова (четыре региона) и Дариха Дюсибаева (три региона). Мы расспросили организаторов фестивалей медиаграмотности про особенности их работы.

Медиатренер Евгений Хабаров:

«Участники из сёл и пенсионеры активнее, чем городские жители»

— Мы провели два фестиваля — в Таразе и Усть-Каменогорске, впереди ещё три. Сами фестивали проходят онлайн в течение двух дней. Мы ещё делали дни офлайн — отдельные встречи для пожилых людей. Мы учим искать и находить информацию в онлайне. А пожилых в офлайне обучаем пользоваться гаджетами. Пенсионерам очень интересно. Мы заметили, что участники из сёл и пенсионеры активнее, чем городские жители.

У нас три организатора фестивалей: между нами поделили регионы, а задачи одинаковые. Мы между собой коммуницируем — советуемся, перенимаем опыт. Например, я и моя команда поначалу делали сессию на казахском языке с синхронным переводом на русский. А у Татьяны и Дарихи был другой опыт: отдельные «комнаты» на русском и казахском языках. Мы проанализировали и поняли, что эффективнее так, как делают Татьяна и Дариха. Синхронный перевод — это не живое общение.

Спикеры у нас разнятся, хотя есть и пересечения. Самые яркие, тепло встреченные публикой спикеры на моих фестивалях — Дана Зияшева и Карлыга Хасен. Людям интересно говорить о медиаграмотности через призму искусства, творчества, кино. Наиболее обсуждаемая сессия — тема кинограмотности. Это что-то новое, это впервые, в Казахстане так открыто про это не говорили. Также интерес вызвали лекции о фактчекинге и по основам законодательства.

Мы подарили 40 активным участникам онлайн-тренингов книги по теме медиаграмотности: о критическом мышлении, навыках написания и редактирования текстов, цифровой гигиене и цифровой этике. Подарки мы отправляли по почте. Наши победители очень радуются книгам, присылают нам фото с книгой в руках и слова благодарности.

Тренер по медиаграмотности, главный редактор и издатель журнала «Выбирай. Астана. Караганда» Татьяна Голубцова

«Наша цель — развивать местное сообщество по медиаграмотности»

— Мы проводили недельные фестивали в Кызылорде и Уральске. Остались по одному в Атырау и Актау. «Как современные медиа воздействуют на сознание человека?», «Как не поддаваться инфодемии?», «Что такое фейки и как они влияют на восприятие действительности?» — вот неполный список тем, которые мы обсуждали. У меня уже был опыт организации офлайн-мероприятий во время работы в коммерческом медиа. Здесь он очень пригодился. Когда возникают сложности, мы коллективно придумываем, как найти выход из ситуации.

В Уральске тренинг транслировался из городской библиотеки, где находился спикер. Его приходили послушать как офлайн, так и подключались онлайн. Официально в онлайне было зарегистрировано 118 человек, а на офлайн-фестиваль приходили 32 ветерана. Мы решили давать сертификаты самым активныйм участникам, чтобы стимулировать их оставаться до конца. Думаем применить этот опыт и в других городах. В Кызылорде было почти 1000 заходов на две сессии: на казахском и на русском.

Наша цель — развивать местное сообщество по медиаграмотности. Поэтому во всех городах старались искать местных спикеров. Легче всего было в Уральске, где есть ключевые медиа. Мы считаем важным создавать локальные сообщества, где спикеры смогут давать уроки по медиаграмотности.

Мы также привлекали селебрити — Дану Зияшеву и Бауржана Шукенова. Дана сняла в Голливуде фильм Greatland, который посвящён теме медиаграмотности: картина о тоталитарном обществе, где под соусом всеобщего благополучия ведётся определённая пропаганда, навязываются определённые стереотипы. Кинорежиссёр рассказала, как кино влияет на информационную картину мира, и показала примеры манипуляции на примере советских, американских, европейских, индийских, китайских фильмов. Лекция Бауржана Шукенова содержала информацию, как работает Общественный фонд имени Батырхана Шукенова, кто является правообладателем на созданные им музыкальные произведения, как исполнитель жил и творил.

Медиатренер, директор Костанайской областной библиотеки имени Льва Толстого Дариха Дюсибаева:

«Живая реакция участников — серьезное преимущество офлайна»

— В 2019 году я провела свой первый офлайн-фестиваль по медиаграмотности для жителей Костаная. Тренерами были местные журналисты, психологи. Этот тренинг получил положительный отклик. Потом провели онлайн-фестиваль в Актобе и Петропавловске для жителей этих областей. Статистика и количество участников в городах разные, интерес у жителей обоих городов был большой. В Актобе более 200 человек сидели на тренингах от начала до конца. В Петропавловске же аудитория была поменьше, около 150–160 человек. В Актобе больше активности проявляла казахская группа, а в Петропавловске — русская.

Сами форматы фестивалей, которые мы проводим, различны: онлайн и офлайн. У каждого свои особенности. Обратная связь и живая реакция участников — серьёзное преимущество офлайна. Однако одно дополняет другое. Мы приглашали координаторов, они хорошо поработали с аудиторией, афишировали, делали анонсы, привлекали сотрудников правоохранительных органов, госорганов. От них были очень хорошие отзывы. Потом нас просили провести для старшеклассников такие же онлайн-фестивали.

У меня остался ещё один онлайн-фестиваль в Акмолинской области. Ко мне уже обращаются жители, хотят помочь, быть координаторами. Сейчас думаю, кого именно пригласить на открытие фестиваля. По своему опыту скажу, что важно, чтобы это были местные спикеры. В данном случае — из Кокшетау и Акмолинской области. Например, фишка фестиваля в СКО была в том, что спикерами по правовым направлениям были сотрудники департамента полиции. Участники это высоко отметили. Ещё один урок, который я получила, наблюдая за участниками, — лучше проводить такие фестивали не в выходные дни, а в рабочие. Так люди будут более вовлечены в процесс.

Данный проект стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID), и проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID.