Казахстанское жюри отобрало победителей конкурса «Малый формат. Летний поток 2021»

0
1499

Отобраны победители конкурса «Малый формат. Летний поток 2021» в Казахстане. Это 14 проектов на казахском языке и девять на русском в разных форматах и жанрах.

Internews в Центральной Азии уже третий год проводит конкурс идей по производству контента в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. В 2020-м наша команда решила изменить формат работы и разделить проекты на несколько групп:

  • конкурс основательных долгосрочных проектов под названием «Большой формат»;
  • два конкурса маленьких краткосрочных проектов «Малый формат. Зимний поток» и «Малый формат. Летний поток». Их отличие от «Большого формата» в том, что можно претендовать не только на грант, но и на небольшую стипендию как частному лицу.

Мы принимали идеи в «Малый формат. Летний поток» с 16 марта до 6 апреля 2021 года. Всего поступило 158 заявок (68 — с планами производить контент на казахском языке, 90 — на русском). Изучать идеи чрезвычайно интересно. Тем более что у казахстанских авторов и медиа много необычных задумок. Уже третий год мы наблюдаем, что самым популярным форматом остаётся видео, особенно для YouTube-каналов. Но всё чаще авторы предлагают не просто видеорепортажи, а полноценные докфильмы. Что в стране активно развиваются подкасты, мы заметили ещё в момент проведения конкурса «Большой формат 2020». В этот раз наши выводы подтвердились — на «Летний поток» также заявлялось много проектов в этом формате. Были и совершенно оригинальные для нашего рынка задумки: например, распространять контент о городской архитектуре через QR-коды или фиксировать общественные тенденции в коллажах. Темы проектов тоже радовали разнообразием: от застарелых, но не перестающих быть важными социальных (проблемы аулов и экологии, дети-сироты, насилие), до совершенно неожиданных (они будут представлены аудитории в уже реализованных проектах).

Команда Internews безмерно благодарна коллегам за вдохновение. Говорят, самое ценное, чем может поделиться один человек с другим, — это идея. Поэтому и отбирать их — крайне непросто: это большая ответственность.

Как происходил отбор?

Закрыв приём заявок, эксперты Internews провели технический отбор. На это ушло около недели: нужно было внимательно изучить каждую из 158 заявок, пройти по ссылкам, которые участники конкурса прилагали в портфолио. Команда обсуждала каждый проект, иногда долго споря и убеждая (или переубеждая) друг друга. Самым лёгким и приятным было бы пропустить все идеи в следующий тур. Но, к сожалению, это невозможно даже технически: презентации всех этих проектов растянулись бы на 10 дней (подробнее об этом этапе конкурса — ниже).

Мы были вынуждены отклонить некоторые заявки. Например, один из соискателей предлагал очень крутую идею по проведению фестиваля. Но это не формат для конкурса по производству контента. Были предложения издать книги. Но по условиям этого конкурса мы не можем это поддержать. Бюджет других авторов был искусственно завышен или недостаточно убедительно обоснован.

После техотбора в следующий тур прошли 24 проекта на казахском языке, 30 — на русском.

Для каждой из групп был организован отдельный питчинг — устная презентация проектов. У каждого из участников было 15 минут на выступление: пять минут, чтобы рассказать о своей задумке, 10 — чтобы ответить на вопросы членов жюри. На этом этапе выбор делает специально созванная комиссия. В неё входит обычно один-два представителя Internews и три-четыре независимых медиаэксперта, обладающих репутацией и разбирающихся в производстве контента.

Члены жюри заслушивают соискателей, расспрашивают их подробнее, а потом выставляют баллы в своих индивидуальных оценочных таблицах по следующим критериям:

  • ценность идеи,
  • выбранный формат (оправданность, инновационность),
  • видение конечного продукта,
  • способность команды реализовать проект,
  • разумность бюджета.

На итоговом обсуждении оценки суммируются (максимум, который можно было набрать, — 85 баллов), и выбираются победители конкурса.

Питчинг проектов на казахском языке проходил один день, 16 апреля. Эксперты заслушивали презентации восемь часов подряд. В это жюри вошли:

  1. Жұлдыз Әбділда, медиаэксперт, медиатренер
  2. Димаш Зиядин, редактор сайта Baribar, переводчик-публицист
  3. Аян Қалмұрат, журналист Azattyq
  4. Әйгерім Ағылтаева, медиаэксперт, тренер, продюсер, телеканал Almaty TV
  5. Асхат Еркімбай, медиаэксперт Internews Kazakhstan

В итоге жюри решило поддержать 14 проектов на казахском языке (девять грантов, пять стипендий):

  • Тілек Ырысбек, проект «Шыңжаннан келген қандастар»: видеоконтент о жизни казахов, которые переехали из Китая (грант).
  • Шырақ Байкенова, проект Paidaly Podcast: YouTube-проект о сексуальной грамотности (грант).
  • Издание The Qazaq Times, проект «Пандемия и тендер»: серия материалов в жанре исследовательской журналистики (грант).
  • Медиакомпания Manshuk Media, проект «Жалғызбасты әкелер»: видео о жизни отцов-одиночек (грант).
  • Компания Newmedia.kz, проект «Ауыл и медиа»: серия мультимедийных материалов (грант).
  • Медиаресурс Bugin.kz, проект «#Аялайық»: видеоконтент для подростков (грант).
  • Дастан Аққожа, проект «Инклюзивті қоғам»: серия материалов на тему инклюзий (грант).
  • Медиаресурс Tilshi.kz, проект «Білім: ауыл және қала»: серия мультимедийных материалов (грант).
  • Медиаресурс Naryk.kz, проект «Қаржылық сауат»: серия материалов на тему финансовой грамотности (грант).
  • Амина Колбаева, лонгрид на тему «Оңай олжа құрбандары» (стипендия).
  • Мият Талғатұлы, мультимедийные материалы на тему «Госзакуп в образовании и культуре» (стипендия).
  • Камшат Әбдірайым, подкаст «Хаттар сөйлейді» (стипендия).
  • Азамат Махамбет, мультимедийный контент «Заманауи музыка» (стипендия).
  • Дана Маратова, подкаст «Әжемнің әңгімесі» (стипендия).

Питчинг русскоязычных проектов проходил два дня, 15–16 апреля, с 11 утра до 6 вечера. В общей сложности комиссия работала 12 часов только в эти два дня в следующе составе:

  1. Парыз Байтенов, журналист, политобозреватель с большим опытом и мастерством.
  2. Полина Шиманская, журналист, медиатренер, сейчас работает пресс-секретарём государственного учреждения и ведёт успешный медиапроект в соцсетях.
  3. Пётр Троценко, репортёр Azattyq, журналист и фотограф, исколесивший весь Казахстан в поисках героев и историй.
  4. Манана Асламазян, консультант Internews по проектам в Центральной Азии, эксперт в сфере медиаразвития, лауреат премии ТЭФИ.
  5. Ирина Грибовская, журналист, специалист Internews по производству контента.

В результате для поддержки были отобраны следующие девять проектов (шесть грантов, три стипендии):

  • Издание «Мой город», заявитель — Анэль Кайнеденова, видеоконтент об экологии западного региона Казахстана (грант).
  • Онлайн-издание Ariadna, заявитель — Антон Платонов, серия материалов об искусстве в Казахстане (грант).
  • Геннадий Ипатов, медиапроект в Instagram, контент о жизни и проблемах маленького города — Рудного (грант).
  • Марина Шарипова, подкаст о книгах (грант).
  • Издание TheVillage.kz, заявитель — Малика Муханова, материалы о насилии над детьми в Казахстане (грант).
  • Команда «Архкод», заявитель — Анель Молдахметова, инновационный контент об архитектуре Алматы (грант).
  • Ольга Гумирова, контент об археологических памятниках, Алматы (стипендия).
  • Руслан Телегин, лонгриды, исследующие феномен дачи, Караганда (стипендия).
  • Ольга Горай, проект по контролю за госпрограммами, Костанай (стипендия).

Если ваш проект не нашёл поддержку в этом сезоне, не отчаивайтесь и ищите другие возможности для его реализации. Например, участвуйте в следующих наших конкурсах:

  • «Большой формат 2021», который планируется на осень;
  • «Малый формат. Зимний поток 2021», намеченный на то же время.

Следите за объявлениями на наших сайтах и в соцсетях.

О победителях конкурса «Малый формат. Зимний поток 2020» можно прочитать по этой ссылке.

Зачем Internews поддерживает производство контента?

Мы хотим, чтобы медиа в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане создавали больше качественного контента — телепрограмм, спецрепортажей, документальных фильмов, лонгридов, подкастов, web-доков, мультимедийных историй, расследований, проектов в соцсетях. Мы хотим, чтобы медиа профессионально — на разных площадках и в разных форматах, используя современные инструменты и вовлекая аудиторию, — рассказывали о самых актуальных аспектах жизни в своих странах, о проблемах, достижениях и героях.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).