В казахстанском конкурсе «Большой формат 2020» победили восемь проектов

0
1535

Стали известны победители конкурса «Большой формат 2020» в Казахстане. Это восемь проектов в разных форматах и жанрах, которые, по мнению жюри, будут интересны и востребованы у местной аудитории.

Internews в Центральной Азии уже третий год проводит конкурс идей по производству контента в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. В 2020-м наша команда решила изменить формат работы и разделить проекты на несколько групп:

  • конкурс основательных долгосрочных проектов под названием «Большой формат»;
  • два конкурса маленьких краткосрочных проектов «Малый формат. Зимний поток» и «Малый формат. Летний поток».

Мы принимали проекты в «Большой формат» с 19 ноября до 18 декабря 2020 года. Всего на конкурс поступило 170 заявок (45 — на казахском языке, 125 — на русском). Разбирая их, мы увидели, как много у казахстанских медиа и авторов замечательных идей. Конечно, самым популярным форматом по-прежнему остаётся видео, особенно для YouTube-каналов. Но были предложены и очень инновационные варианты — например, интерактивные карты на основе баз данных и докфильмы с открытым концом. Порадовало и то, что в стране активно развиваются подкасты — впервые на конкурс было заявлено так много проектов в этом формате. Авторы предлагали как оригинальные — совершенно новые для казахстанской повестки — темы, так и свежий взгляд на давно известные проблемы.

Команда Internews благодарит всех, кто решил поделиться своим вдохновением, это ценно для нас. И отбирать проекты было очень непросто: оценивать чужие работы — большая ответственность, тем более что в каждой было что-то особенное.

Как это происходило?

Сначала эксперты Internews провели технический отбор. На это ушло 12 дней: нужно было внимательно изучить каждую из 170 заявок и приложенные бюджеты, пройти по ссылкам, которые участники конкурса прилагали в портфолио. Команда обсуждала каждый кейс, спорила, делилась аргументами друг с другом. К сожалению, не все проекты могли быть пропущены в следующий тур. Мы были вынуждены отклонить некоторые заявки. Например, некоторые коллеги предлагали отличные идеи, но по проведению образовательных мероприятий. Это не наш формат. Были представлены задумки создать художественные фильмы или развлекательные проекты. Но по условиям конкурса мы не можем поддержать такой контент. Бюджет некоторых соискателей был искусственно завышен, или недостаточно убедительно обоснован, или в него были включены траты, которые мы не можем финансировать по нашим правилам: например, создание сайта или аренда офиса. Кто-то недостаточно чётко представляет свою аудиторию или возникли сомнения, что заявленная площадка будет иметь хорошую посещаемость.

После техотбора 30 заявок (как на казахском, так и на русском языке) были переданы на рассмотрение членам жюри. В него вошёл один сотрудник Internews и четверо независимых медиаэкспертов, обладающих репутацией и разбирающихся в производстве контента. Наши политики о конфиденциальности не позволяют раскрывать как содержание заявленных на конкурс проектов, так и имена членов «Большого жюри», чтобы избежать давления на них. Но мы можем сказать, что среди независимых медиаэкспертов были: известный документалист, лауреат многих международных премий; медиатренер, редактор авторитетного казахстанского издания; журналист с большим опытом работы в разных СМИ, в том числе и в международных; отличный специалист в сфере продвижения проектов и SMM.

Жюри изучало заявки около двух недель. Вместе с проектами мы выслали им критерии для их оценки:

  • ценность идеи,
  • выбранный формат (оправданность, инновационность),
  • понимание своей аудитории и знание инструментов её вовлечения,
  • видение конечного продукта,
  • способность команды реализовать проект,
  • стратегия устойчивости,
  • разумность бюджета.

Эксперты выставляли баллы по каждому из критериев. Затем мы организовали итоговое заседание, на котором все проекты обсуждались, а оценки каждого эксперта суммировались в общий балл (максимум, который можно было набрать, — 90).

Заседание жюри длилось четыре часа. В результате для поддержки были отобраны следующие проекты, набравшие самые высокие оценки:

  • Серия лонгридов о трансплантологии в Казахстане. Автор — Оксана Акулова. Язык — русский. Контент будет размещён на Vlast.kz.
  • Серия видеорасследований на экологические темы. Автор — Вадим Борейко. Язык — русский. Контент будет размещён на YouTube-канале «Гиперборей».
  • Серия лонгридов о городской среде и о том, как она меняется благодаря активистам. Автор — Лейла Уразбаева. Язык — казахский и русский. Площадка — издание «Семей айнасы».
  • Серия докфильмов в жанре роуд-муви о маленьком человеке в отдалённых регионах страны. Автор — Мадина Ашилова. Язык — казахский и русский. Контент будет ротироваться на телеканалах.
  • Цикл расследований о коррупционных схемах в Казахстане. Автор — Джамиля Маричева. Язык — русский. Площадка — Insta-медиа ProTenge.
  • Ток-шоу «Неге», где обсуждаются общественно-политические темы. Язык — казахский. Авторы — команда «31 канала».
  • Просветительский проект в социальных сетях от команды «Тіл кеспек жоқ». Язык — казахский.
  • Документальный фильм о проблеме сиротства и усыновления в Казахстане. Язык — казахский и русский. Автор — Ербол Жумагул.

Если ваш проект не нашёл поддержку в этом сезоне, не отчаивайтесь и ищите другие возможности для его реализации. Например, участвуйте в следующих наших конкурсах:

  • «Малый формат. Летний поток», который будет запущен уже этой весной;
  • «Большой формат 2021», который пройдёт осенью;
  • «Малый формат. Зимний поток 2021», намеченный также на осень этого года.

Следите за объявлениями на наших сайтах и в соцсетях.

О победителях конкурса «Малый формат. Зимний поток 2020» можно прочитать по этой ссылке.

Зачем Internews поддерживает производство контента?

Мы хотим, чтобы медиа в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане создавали больше качественного контента — телепрограмм, спецрепортажей, документальных фильмов, лонгридов, подкастов, web-доков, мультимедийных историй, расследований, проектов в соцсетях. Мы хотим, чтобы медиа профессионально — на разных площадках и в разных форматах, используя современные инструменты и вовлекая аудиторию, — рассказывали о самых актуальных аспектах жизни в своих странах, о проблемах, достижениях и героях.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).