События«Семь раз проверь, один — опубликуй». Итоги MediaCAMP Эдьютона-2021

«Семь раз проверь, один — опубликуй». Итоги MediaCAMP Эдьютона-2021

В субботу, 6 февраля, завершился методический семинар по медиаграмотности MediaCAMP Эдьютон-2021. За пять дней менторы из Казахстана, России, Украины, Таджикистана и Узбекистана провели 18 сессий. Под их руководством 51 участник семинара из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана доработал 35 проектов в области медиаграмотности.

С какими темами выступали спикеры, какие тренды в этой сфере они считают важными? Какие проекты создали участники? Какие из них прошли в финал Эдьютона? Рассказываем о самых интересных моментах инновационного семинара, цель которого — стимулировать участников на создание собственных проектов по развитию медиаграмотности.

«Не прихоть, а навык первой необходимости»

MediaCAMP Эдьютон-2021 под лозунгом «Медиаграмотность онлайн: аттракцион креатива!» прошёл со 2 по 6 февраля. В семинаре принял участие 51 человек — действующие педагоги, тренеры по медиаграмотности, представители НПО, журналисты. Все интерактивные сессии синхронно переводились на национальные языки.

Главный итог Эдьютона-2021 — наши участники осознали, что онлайн-формат не закончится вместе с пандемией. Конечно, офлайн-мероприятия нам привычнее, но онлайн — это образ жизни современного человека. Работа на удалёнке, оптимальная организация времени, рациональное медиапотребление и критическая оценка информации, практические навыки поиска достоверных источников уже плотно входят в нашу реальность.

— Чтобы комфортно пережить эти изменения, нужно менять стереотипы отношения к самой медийной грамотности, понять, что это неразрывная часть и сущность цифровой грамотности в целом. И я с удовлетворением отмечаю, что 90 % из поддержанных проектов запланированы в онлайн-формате, и нам есть над чем работать дальше! – отмечает Гульнар Асанбаева, региональный консультант по медиаграмотности Центральноазиатской программы MediaCAMP.

«Философия Digital как основа развития медиаграмотности», «Новые медиатренды и развитие медиаграмотности», «Алгоритмы распространения информации в соцсетях», «Интерактивные методы обучения критическому мышлению онлайн», «Как создать мультимедийный урок по медиаграмотности» — вот далеко не полный список тем сессий мероприятия. Часть из них проходила в формате открытых секций — трансляция велась через Facebook-аккаунт Internews Kazakhstan. Таким образом эти знания стали доступны не только участникам семинара, но и сотням пользователей соцсетей.

Суммируя выступления спикеров, мы приходим к выводу, что сегодня медиаграмотность — это не прихоть, а навык первой необходимости. Люди по всему миру надеялись, что технологии дадут нам больше возможностей для фильтрации лжи и манипуляций. Однако опыт пандемии 2020 года показал, что они только помогают их распространению. Как заметил один из спикеров: «Мы уже живём в одном из эпизодов сериала «Чёрное зеркало». Медиаграмотность — это навык критического мышления, который нужен нам всем, чтобы принимать решения в своей жизни самостоятельно, а не по указке алгоритмов соцсетей».

Своими впечатлениями про Эдьютон-2021 поделились менторы проекта. Украинский эксперт Сергей Штурхецкий отметил, что восхищался скоростью мышления участников:

— Только сходят на новую сессию, уже внедряют идеи, инструменты.

Казахстанский ментор Татьяна Голубцова, которая впервые выступает в этой роли, говорит, что она приходит не учить:

— Ведь тогда идёт остановка в развитии. А вот если приходить делиться знаниями и получать обратную связь, идёт развитие.

Ментор из Таджикистана Джамшед Марупов специализируется на фактчекинге. Он сказал, что поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» сегодня звучит так: «Семь раз проверь, один — опубликуй». На его взгляд, победы достойны все проекты, но конкурс есть конкурс: победят не все. Он рекомендует всем, чьи проекты не пройдут, не отправлять их в корзину, сохранять их, подавать на другие конкурсы, в том числе от Internews.

Также менторы отметили, что в этом году было много локальных проектов — для студентов, учителей, пенсионеров. На старте мероприятия звучала рекомендация: при создании проектов по медиаграмотности не стараться охватить все слои населения, а выбирать конкретную целевую аудиторию, понять, что её волнует, и предложить своё решение.

Также мы спросили у Татьяны Голубцовой, которая в этом году ярко дебютировала как ментор, почему она сама верит в ценность медиаграмотности, и что больше всего её впечатлило на семинаре.

— Я стала тренером по медиаграмотности, имея опыт работы профессиональным журналистом, преподавателем журналистики, а также в НПО. В 2018 году меня выбрали на тренинг для тренеров по медиаграмотности. Могу сказать, что тогда поменялась моя система взглядов и ценностей — в своей работе я перешла от профессиональных установок на общечеловеческие, они важнее. Впоследствии мы создали группу «Медиаграмотность», игру «Медиаджунгли», придумали и провели квиз… Работа ментором на Эдьютоне для меня отличный новый опыт. Я думаю, что организаторы смогли отобрать очень заинтересованных участников — была 101-процентная посещаемость, высокая вовлечённость участников на семинаре и активное выполнение домашних заданий. Было приятно, что на защите ребята делали видеопрезентации, то есть использовали те инструменты, о которых я рассказывала.

Также Татьяна Голубцова прокомментировала некоторые работы участников из Казахстана. Она отметила большой проект Даниала Сари — вовлечение школьников в медиаграмотность через олимпиады. Инициативу Алии Танкибаевой для обучения молодых учёных. В пандемию 2020 года люди поняли, что значение достоверной информации важно во всех областях. И точно так же, как выросли статус врачей и учителей, вырос статус учёных, которые могли прояснить в период инфодемии, что такое COVID-19 и как с ним бороться. Также ментор отметила проект по дебатным турнирам и идею с библиотечными квестами. Формат игр при его кажущейся простоте — отличный способ донести до участников довольно большой объём информации.

Актуальность, устойчивость, финансовые амбиции

В финал Эдьютона прошли 25 проектов: 11 из Казахстана, четыре из Узбекистана и 10 из Таджикистана. Финалисты — потенциальные получатели финансовой помощи для реализации проектов. Окончательные решения отборная комиссия примет после того, как команды доработают свои заявки: пропишут детали, обоснования, уточнят бюджеты. Решения планируется принять до конца февраля 2021 года.

Казахстан

  1. «Цифровой этикет: как уважать друг друга в интернете», тренинги для школьников по языку вражды.
  2. Олимпиада по медиаграмотности.
  3. Серия видеороликов по медиаграмотности для людей старше 50 лет.
  4. «МедиаГород», квиз на казахском, таджикском и узбекском языках.
  5. Межрегиональные дебаты для старшеклассников и студентов вузов на русском и казахском языках.
  6. «Кибергигиена», видеоролики по медиаграмотности для учителей Казахстана.
  7. «Весна медиаграмотности», тренинги для школьных учителей.
  8. Медиаграмотность для учёных. Тренинги для академической среды.
  9. Создание буклетов и цифровой графики.
  10. Реалити-шоу с элементами квеста.
  11. «Штурманы на МИГе», библионочь, квест для читателей детских библиотек Костанайской области.

Узбекистан

  1. Media Education, обучение МИГ для преподавателей каракалпакских вузов.
  2. «Медиаграмотный интернет-пользователь», серия видеороликов по повышению цифровой медиаграмотности.
  3. Создание видеороликов по медиаграмотности.
  4. Онлайн-вебинары по медиаграмотности для сельских и городских подростков.

Таджикистан

  1. Комиксы по МИГ.
  2. Вайны по МИГ.
  3. Видеоуроки для пенсионеров по использованию смартфонов, интернета и соцсетей.
  4. Мастер-классы для сотрудников организаций гражданского общества.
  5. Детский телесериал об интернет-безопасности.
  6. Видеоуроки по основам фактчекинга для молодёжи.
  7. Тренинги по МИГ для учителей школ отдалённых районов Горно-Бадахшанской автономной области.
  8. Тренинги по МИГ и съёмке caption video на экологические темы для сельской молодёжи в Таджикистане.
  9. Тренинги по МИГ для узбекоязычной молодёжи в Таджикистане.
  10. Форум-дебаты на тему медиаграмотности.

Методический семинар по медиаграмотности MediaCAMP Эдьютон-2021 прошёл в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Дополнительная информация — Internews, Internews в Казахстане.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ

spot_img

Популярные статьи