Медиаграмотность онлайн: стартовал Эдьютон MediaCAMP 2021

0
1371

2 февраля стартовал Эдьютон MediaCAMP 2021, инновационный семинар под лозунгом «Медиаграмотность онлайн: аттракцион креатива!». В течение пяти дней его участников — действующих педагогов, тренеров по медиаграмотности, представителей НПО — будут обучать навыкам работы в онлайн. 51 человеку из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана вместе с менторами предстоит разработать свои проекты по медиаграмотности. Часть из них получит финансовую поддержку.

Выступления спикеров и практические занятия тренеров будут посвящены интерактивным методам, играм и визуализации в дистанционном обучении медиаграмотности. Также все желающие на странице Internews Kazakhstan на Facebook могут ежедневно в прямом эфире смотреть открытые лекции приглашённых тренеров, посмотреть их список и расписание лекций можно здесь.

Директор региональной миссии USAID в Центральной Азии Кристофер Эдвардс

— Дезинформация, слухи, домыслы, ложные сообщения и теории заговора распространяются быстрее, чем сам вирус. Именно поэтому наши совместные усилия по повышению медиаграмотности так важны. Жизненно важно, чтобы люди умели мыслить более критически и лучше разбираться в источниках информации, — сказал директор региональной миссии USAID в Центральной Азии Кристофер Эдвардс.

Руководитель Центральноазиатской программы MediaCAMP Марат Бигалиев

— Во время глобальной пандемии потребность в повышении уровня медиа- и цифровой грамотности среди населения стала как никогда актуальной. Мир столкнулся с инфодемией, с невероятным количеством дезинформации о COVID-19 и вакцине. Более того, эту проблему приходится решать в онлайн-формате, что очень непросто. Но онлайн-занятия могут быть увлекательными и интересными, и мы продемонстрируем это во время нашего Эдьютона. В этом году мы уделяем много внимания интерактивным методам, играм и визуализации, — сказал руководитель Центральноазиатской программы MediaCAMP Марат Бигалиев.

Вице-министр информации и общественного развития РК Кемелбек Ойшыбаев

Также своим взглядом на важность развития медиаграмотности поделился вице-министр информации и общественного развития РК Кемелбек Ойшыбаев:

— Из года в год возрастает роль и значение медийной и информационной грамотности населения. Мы планируем проведение социологического исследования в целях выявления социальных групп, наиболее подверженных влиянию негативной и недостоверной информации, роли медиаграмотности в обществе, а также реализацию грантового проекта по основам медиаграмотности и навыкам безопасного использования интернета.

В первый день прошла лекция медиаменеджера, редактора, медиатренера, сооснователя MediaToolbox, редактора рубрики «Новые медиа» в журнале «Журналист» Всеволода Пули. Запись лекции можно посмотреть на странице Internews Kazakhstan в Facebook.

Также результатами реализации своих проектов по медиаграмотности поделились победители прошлогоднего Эдьютона из Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Сам семинар в 2020 году прошёл ещё офлайн, а вот подготовка и реализация почти всех проектов велась онлайн. Исключение составил лишь Таджикистан: одна из победительниц Афсона Мамадаёзова — из отдалённого горного района, где очень низкая скорость интернета. Поэтому образовательное мероприятие в итоге проводилось офлайн.

Другой же проект из Таджикистана был реализован онлайн. Дарья Христолюбова проводила веб-квест по обучению детей медиаграмотности «Дети и сети». Они обсуждали цифровую репутацию, значение эмодзи и другие темы, которые влияют на потребление информации. К выполнению заданий подключались мамы и папы, им предстояло расспросить ребёнка, на кого он подписан в соцсетях и почему ему этот контент интересен. Многие родители благодарили за это задание: они никогда раньше не спрашивали своих детей об этом, им было очень интересно поговорить с ними на эту тему.

Победитель Эдьютона из Казахстана, преподаватель вуза Марал Айтмагамбетова реализовала проект SuperOngar, цель которого — научиться критическому мышлению в игре с участием супергероя. Результатом проекта стала подготовка видео, обучение в онлайн-режиме, а также три республиканских классных часа. Марал дала рекомендацию участникам этого года: «Вы не можете ориентироваться на всех. Когда будете планировать проект, выберите свою целевую аудиторию и определённую соцсеть».

Проект ещё одной участницы, Натали Ткалич из Узбекистана, квиз «Медиагород» проводился для студентов разных вузов. Он вышел за пределы страны, став центральноазиатским, хотя организаторы не прикладывали для этого усилий. Например, одним из победителей стала команда студентов Назарбаев Университета. Натали отметила, что у них возник ряд проблем — от сложностей с интернетом у некоторых участников до технического сбоя программы Zoom в финале, от участия команд в отборочном туре по несколько раз до некорректного поведения участников в чате. Но всё это опыт; уже придумано, как в следующий раз избежать таких вопросов.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID)