18 января стартовала первая Школа научной и медицинской журналистики в Центральной Азии, онлайн-мероприятие продлится до 29 января. Первая подобная в регионе, она проходит на русском, казахском, таджикском и узбекском языках в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP. Участники Школы — около 100 журналистов, редакторов, блогеров, популяризаторов науки и учёных, желающих научиться рассказывать о науке просто и доступно.
— Инфодемия, возникшая вокруг пандемии коронавируса, показала нам важность достоверной, правдивой и высококачественной информации. Школа предоставит журналистам, блогерам и популяризаторам науки возможность доносить такую информацию, — говорит Марат Бигалиев, директор представительства Internews в Центральной Азии.
В течение двух недель в рамках Школы научной и медицинской журналистики пройдут лекции, интерактивные занятия, тесты и семинары, которые помогут участникам получить новые знания и отработать навыки в области научной и медицинской журналистики.
Спикерами Школы научной и медицинской журналистики стали корреспондент BBC по науке Николай Воронин, редактор интернет-издания «Медуза» Дарья Саркисян, популяризатор науки Илья Колмановский (все — Россия).
Казахстан представляют биотехнолог Дамель Мектепбаева, доктор медицины Назарбаев Университета, научный популяризатор Ботагоз Каукенова, главный редактор портала «Перемена.медиа» Айжан Мадиходжаева, редактор проекта «100 новых учебников» Национального бюро переводов Есей Женисулы.
От Таджикистана участвуют экс-президент Академии наук Республики Таджикистан Мамадшо Илолов, журналист Рамзия Мирзобекова, учёный, руководитель общественной организации «Лочвар» Абдулназар Абдулназаров.
От Узбекистана — учёный-материаловед Рустам Ашуров, филолог, журналист, автор Telegram-канала «Асанов формати» Эльдар Асанов.
Первый день Школы начался с лекции российского учёного, кандидата биологических наук, научного журналиста, редактора Ильи Колмановского. Популяризатор науки читает лекции, в которых объясняет сложные темы из биологии, генетики, антропологии и медицины простым и понятным языком. Для участников Школы он сделал обзорную лекцию «Как развивается мировая наука сегодня», в которой рассказал, что сегодня обязательно нужно знать научному журналисту.
Илья Колмановский окончил МГУ, он зоолог, но себя он учёным и экспертом не считает. Однако научный бэкграунд помогает ему «отличать экспертов от неэкспертов». Илья лоялен не к научному сообществу, а к своим читателям — он «глаза и уши своей аудитории».
Спикер отмечает, что современная наука делается «по-английски». И поэтому важно учить язык — для этого он советует смотреть сериалы в оригинале.
Ещё одна особенность — с каждым годом сложность науки возрастает: «Писать о науке с каждым годом становится сложнее, но общественная значимость научных новостей с каждым годом также растёт».
Кроме того, Илья рассказывал, что такое импакт-фактор и индекс Хирша, на какие издания стоит оформить подписку для поиска новостных поводов, как писать новости и профайлы. В науке случается, что научные статьи даже из рецензируемых журналов отзываются. По словам Ильи, для журналиста не зазорно сообщить аудитории об отзыве и написать новую историю через призму человека-учёного, который пошёл на фальсификацию.
Кроме интерактивных занятий, участникам будут предоставлены записи полезных материалов, чек-листы, памятки, публикации, которые также необходимо будет изучить. Предусмотрены домашние задания и тесты.
Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).