Гипотезы, работа в поле и конфиденциальность. Школа журналистики расследований в Алматы

0
370

145 заявок, 35 часов, 25 участников из 11 городов Казахстана, шесть лекторов и пять насыщенных дней — в Алматы прошла офлайн-школа расследовательской журналистики от Transparency Kazakhstan. Она должна была состояться ещё весной, но из-за пандемии даты проведения постоянно откладывались:

— Мы долго обсуждали идею провести обучение онлайн. Уникальность курса в том, что тренеры рассказывают такие детали, которые не всегда можно показывать свободно: профессиональные секреты, навыки, истории. Нам было важно сохранить эту конфиденциальность, — рассказывает Ольга Шиян, исполнительный директор Общественного фонда Transparency Kazakhstan.

Наконец в Казахстане возобновили авиасообщение не только внутри страны, но и за её пределами — в Алматы смогли прилететь тренеры школы: Олег Хоменок, член совета директоров Глобальной сети журналистов-расследователей, Максим Опанасенко, редактор программы «Наші гроші з Денисом Бігусом» и Мария Землянская, журналистка телепрограммы «Наші гроші з Денисом Бігусом» и проекта Bihus.Info. Онлайн к школе присоединились Владимир Тхорик, редактор Ассоциации репортёров-расследователей и издательской безопасности RISE Moldova, и Ольга Симанович, региональный редактор Глобальной сети журналистов-расследователей. Все тренеры школы — эксперты с огромным опытом, которые не раз создавали  расследования, менявшие историю государства и даже вектор развития страны.

Собрались и участники: из 145 заявок организаторы отобрали 25 сильнейших из Алматы, Нур-Султана, Актобе, Атырау, Караганды, Костаная, Павлодара, Петропавловска, Уральска, Усть-Каменогорска и Шымкента. Всё это журналисты, которые уже пробовали работать в жанре, хотели развить конкретную тему или искали новые повороты в уже существующем расследовании.

— Заявки были сильные. Мы выбирали по двум принципам: опыт работы в жанре и то, чему мы их можем научить. Были среди участников те журналисты, которым просто нужны новые навыки, новые инструменты, были и совсем юные слушатели, которые  работают не так давно, но горят идеей, — рассказывает Ольга Шиян.

Все пять дней школы состояли из теории и практики, тренеры подробно рассказывали обо всех этапах расследования, начиная с выдвижения гипотезы, заканчивая форматами, в которых лучше представлять результаты для аудитории. Вместе с менторами участники шаг за шагом продвигались от идеи к плану, от плана к вариантам расследования, от вариантов к инструментам. Даже после закрытия официальной программы работа не заканчивалась: вечерами все вместе, участники и менторы, смотрели фильмы удачных расследований, обсуждали новое, вдохновлялись.

— Мы составляли программу вместе с менторами школы на основе их предложений и рекомендаций. Так у нас появились разные форматы, которые менялись каждый день. Были оперативные съёмки, когда всё понятно, были съёмки, когда журналист ошибался. Каждый такой просмотр переплетался с теоретической и практической частью, наглядно показывал, как журналисту следует себя вести или наоборот, — рассказывает Ольга Шиян.

Одним из форматов школы стали короткие сессии с авторами громких журналистских расследований. Так, о развитии жанра в Кыргызстане рассказал Бектур Искендер из Kloop.kg, а Роман Анин, расследователь «Важных историй», поделился историей создания дела о мусоре с помощью плюшевого Аркадия.

Такое полное погружение в учёбу поможет участникам выполнить итоговое задание школы — через месяц после завершения занятий каждый журналист представит своё расследование. Рядом будут менторы, которые продолжат работу с участниками после завершения основной программы.

Ольга Березовая, внештатный корреспондент газеты «Петропавловск.news», пишет о проблемах хищений при благоустройстве общественных площадок. Она уже хорошо знакома с традиционными инструментами и технологиями, поэтому самым интригующим новым навыком для журналистки оказался поиск информации в Instagram:

— Я тренировалась, искала людей по фотографии, по имени-фамилии, по номеру телефона. Если нужного человека нет в социальной сети, то там наверняка окажется кто-то из его родных, и это поможет найти новую информацию, важную для расследования.

Ярослав Голышкин из павлодарской общественно-правовой газеты «Версия» всегда считал, что журналистское расследование — это индивидуальный жанр, в котором не может быть команды. Вдохновившись примерами, показанными на тренинге, итоговое задание школы журналист планирует сделать в команде:

— Мне понравилось, что наши коллеги работают сообща, большим и дружным коллективом. У нас я такого ещё не встречал. Дома я тоже постараюсь привлечь к расследованию коллег, потому что объём работы достаточно большой.

Александра Сергазинова, редактор информагентства Тобол-Инфо, приехала на тренинг, чтобы найти повороты для уже ведущегося расследования. История жителя Костаная, инвалида II группы, который после лечения в психиатрической больнице обнаружил, что остался без квартиры, длится уже несколько месяцев и даже привела к первому результату. Но до завершения расследования ещё далеко:

— Я знала, как работать с базами данных, в социальных сетях, проводить фактчекинг, но именно новые механизмы меня подтолкнули к тому, что многое в расследовании нужно дорабатывать. Хочу узнать, почему дела приостанавливаются, хочу расследовать это дело до конца.

Амбициозные планы по развитию расследовательской журналистики не только у участников школы, но и у самих организаторов. В планах у Transparency Kazakhstan учредить специальную ежегодную премию и тем самым повысить престиж профессии.

— Там, где есть сильная журналистика, — сильное сообщество. А создают его журналисты. Поэтому мы, антикоррупционное общество и журналисты, — как правая и левая рука, не можем существовать друг без друга. Это наша задача — поддерживать и подчёркивать всеми возможными способами важность и престиж качественной журналистики, — подводит итоги Ольга Шиян.